
Зимой можно добраться только на снегоходе (до ближайшего поселка Сергиево 50 километров по прямой)
Летом только сплавом по реке Илекса. Сплавом, потому что река порожистая и вверх по течению по ней не подняться (от Волдозера 100 км.)
одно из возможных мест заброски 63.2998626, 36.826365 со стороны жд станции Куша, Архангельской области. До церкви те же 100 км по воде.
Подходит к посещению с детьми в составе полноценного похода.
Описание
Юрьегорская пустынь была, пожалуй, самой удаленной и труднодоступной обителью Русского Севера. Она находилась на берегу озера Монастырское (Онежский район Архангельской области) – одном из небольших озер, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро. Пустынь была основана в начале XVII в. иноком Диодором (в миру – Дамианом). По преданию, Диодор, придя на Водлозеро, побывал в деревнях Коскосалма и Гостьнаволок, но, будучи недружелюбно принятым местными жителями, отправился вверх по Илексе. Место, называемое Юрьевой горой, расположено примерно в 60 км от устья.
Сейчас бывшая деревня Юрьева гора не менее труднодоступна, чем раньше. В декабре 2007 г. с помощью сотрудников национального парка «Водлозерский» автору удалось побывать на месте. На берегу стоит несколько жилых и подсобных строений, оставшихся от деревни. Церковные постройки утрачены, но в некоторых местах можно обнаружить их следы. Местоположение домов причта угадывается ориентировочно. Возвышение – «Юрьева гора», куда от берега ведет тропа, по склонам окружено искусственным валом, высотой не более метра, очевидно, бывшим основанием ограды, правда отнюдь не прямоугольных очертаний. На вершине – ровная площадка с остатками нижних венцов, очерчивающих план церкви. На месте алтаря – простой деревянный крест на небольшом срубе, поставленный в 2000 г. сотрудниками парка и жителями бывших на Илексе деревень. В мае 2004 г. исследователем-энтузиастом В.И. Казаковым были произведены обмеры основания церкви. Им же была идентифицирована яма на восточном склоне, как остаток часовни, стоявшей на месте кельи-землянки, где обнаружен частично сохранившийся нижний венец размером примерно 3 х 3 м. Также были найдены следы еще нескольких строений, в частности восьмигранный в плане венец (в поперечнике около 4 м) на берегу Новой речки, очевидно, оставшийся от креста-часовни на месте избиения Диодора. Наибольший интерес представляют обмеры нижних венцов церкви.
Объемное архитектурное решение Троицкой церкви, показанное на всех трех чертежах, в целом не противоречиво, но различается в некоторых деталях. Основной сруб – четверик, по пропорциям приближенный к кубическому объему. Покрытие его четырехскатное, сомкнутое. На одном чертеже уклон покрытия достаточно крутой (около 45%), на другом – более пологий. Центральная глава крупная, по величине заметно преобладающая над четырьмя боковыми. На южной стене основного сруба по первому этажу везде показано два небольших окна, по второму этажу – на одном изображении два разновеликих окна, на другом – три. Одно из окон второго этажа принадлежало престолу Зосимы и Савватия. Поэтому, наиболее вероятно, что обширное молитвенное помещение освещалось с юга двумя окнами, тем более, что на северной стене на плане показано лишь одно сдвоенное окно. В каждое из помещений алтарного прируба показано три дверных проема.
Больше всего вопросов вызывают высотные размеры. На третьем рассматриваемом чертеже указана высота алтарного прируба – 5 саженей и высота основного сруба – 6 саженей. Сама по себе подобная высота основного сруба возможна, но трудно представить, как могло уместиться двухскатное покрытие алтаря шириной около 7 м в одну сажень по высоте. Во всяком случае, прямоугольный алтарный прируб высотой почти 9 м (даже, если принять версию, что сажень на этом чертеже составляет 1,77 м) с очень пологим двухскатным покрытием, очевидно, выглядит неправдоподобно…
Трапезная, по сравнению с основным срубом, была небольшая – примерно 6,2 х 6,8 м. В северо-западном углу стояла печь, соответственно и окна – на северной стене – одно, на южной – два. В подклете трапезной, который служил проходом в усыпальницу, тоже должны были существовать окна, но ни на одном чертеже они не показаны. Наверное, здесь могли быть два-три волоковых окна, как в подклете алтаря.
Сени, по ширине равные трапезной, являлись основанием для колокольни. Последняя, изображенная на чертежах наименее отчетливо, состоит из нескольких ярусов, верхний из которых на одном из чертежей показан восьмигранным. Открытый ярус звона был огражден штакетником или балясинами. По чертежам не совсем понятно, как постановка колокольни сопрягается с покрытием трапезной. На основании известных примеров, надстроенных над сенями колоколен, можно с уверенностью полагать, что четверик колокольни поперечными стенами опирался на соответствующие стены сеней и поднимался над единым для трапезной и сеней двухскатным покрытием.
Обращает внимание то, что на чертеже 1847 г. оконные проемы показаны небольшие, разной величины (одинарные и двойные) и неравномерно размещенные. На двух других чертежах, даты которых не указаны, оконные проемы изображены высокими, одинаковыми по величине и с равными промежутками. Увеличение, упорядочение по величине и размещению оконных проемов нередко происходило в результате перестроек (поновлений) во второй половине XIX – начале ХХ в., чего, наверное, не избежала и Троицкая церковь. Возможно, на чертеже 1847 г. мы видим первоначальные оконные проемы.
Несколько необычна входная лестница. На двух чертежах она показана одновсходной шириной во всю стену сеней (около 3,6 м) с ограждением, но без покрытия. На чертеже 1847 г. лестница изображена неширокой, но тоже без покрытия. Открытая широкая лестница, наверное, представлялась прихожанам парадной и торжественной, но в эксплуатации она была достаточно неудобна – требовала частых ремонтов. Лестница, изображенная на чертежах, по-видимому, не первоначальная. Не исключено, что при постройке церкви вход был решен в традиционных для деревянного зодчества формах, а потом оказался перестроенным, но как бы то ни было, сведений об этом не имеется…
Колокольня юрьегорской церкви, как мы представили по старинным чертежам, поднималась над сенями и включала четверик, восьмерик и ярус звона, покрытый шатром. Объединение церкви и колокольни в одно здание в деревянном зодчестве получило распространение в XVIII – XIX вв. Такая компоновка осуществлялась двумя путями. На примере обонежских построек мы видим, что это делалось не сразу, а колокольня, будучи поставленной на одной оси с церковью, позже соединялась сенями или переходом. Примером тому Варваринская церковь в деревне Яндомозеро, Никольская церковь (первоначально часовня) в селе Вегорукса, Ильинская церковь Ильинско-Водлозерского погоста. Иной вариант объединения церкви с колокольней представлен единовременно возведенными сооружениями, которые, надо сказать на Севере так и не получили широкого распространения. Среди подобных примеров можно упомянуть Успенскую церковь в Кондопоге, Богоявленскую в Челмужах, церковь Спасозерской пустыни. В деревянном зодчестве Русского Севера устойчивым традиционным приемом оставалось возведение отдельных колоколен. Больше всего примеров одновременного строительства церквей, объединенных с колокольней, относится к XIX в. В это же время появилось большое количество часовен со звонницами. Судя по чертежам Троицкой церкви и зафиксированной в натуре форме плана, нет оснований полагать, что колокольня позднейшая. Скорее всего, она была построена одновременно с церковью…
Троицкая церковь представляет редкий и довольно ранний для Русского Севера пример объединения церкви и колокольни сразу при строительстве. Вместе с тем, колокольня юрьегорской церкви выделяется тем, что ее завершение не было перестроено в соответствии со вкусами XIX в., как это было сделано на ближайшей колокольне Ильинско-Водлозерского погоста. Как мы видим, юрьегорская церковь, находясь на территории, историческими водными путями связанной с Обонежьем, административно длительное время подчиненной Каргополью, а географически тяготеющей к Поморью, по своему архитектурному решению оказывается ближе всего к поморским традициям. Масштаб постройки свидетельствует о том, что в свое время Юрьева гора, даже после упразднения монастыря, имела немаловажное значение в религиозной жизни края. Захоронение преп. Диодора, несомненно, было местом паломничества.
Проделанная работа по изучению и воссозданию архитектурного облика Троицкой церкви может иметь и практическое значение. Разработан проект религиозно-мемориального комплекса «Юрьева гора», где предлагается строительство церкви, кельи-землянки Диодора, памятного креста-часовни, изб-приютов, и т.п. В условиях труднодоступности и ограниченной посещаемости Юрьевой горы воссоздание церкви 1796 г. нецелесообразно и экономически невозможно. Но память о ней может быть запечатлена в виде окладного венца, уложенного на том же месте и точно повторяющего очертания ее плана. Фиксация оснований древних каменных зданий широко применяется в практике сохранения объектов культурного наследия. Правда, в дереве подобные приемы не использовались. В данной ситуации окладный венец Троицкой церкви, не являющийся подлинным, но только фиксирующий подлинные размеры старинной постройки, может обновляться по мере старения.
Чтобы отметить место захоронения преп. Диодора и почтить его память, внутри окладного венца церкви 1796 г. предполагается постройка небольшого деревянного храма. Бревна окладного венца старой церкви могут служить и лавками и своего рода ограждением околохрамового пространства для проведения разного рода встреч на открытом воздухе. На основе зафиксированных в натуре планов старинных построек также предлагается воссоздание кельи-землянки и памятной открытой часовни-креста на Новой речке.