
Из поселка вознесения надо перебраться на пароме на правый берег Свири, и далее по шоссе на Петрозаводск
Доступно с детьми
Описание
Красивейшая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), построена в 1780-1783 гг. на месте предыдущей, упоминаемой в 1628 г. Церковь и колокольня, в данном случае, расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком — переходом.
Архитектурное описание церкви, позаимствованное нами из книги «Архитектурное наследие Ленинградской земли, Лениздат 1983», гласит: «Прямоугольный сруб церкви разделен на две части — низкую трапезную и высокий четверик собственно храма, к которому прирублен алтарь. Завершается церковь покрытием, имевшим широкое распространение в русском деревянном зодчестве, — так называемой крещатой бочкой (соединением под прямым углом двух простых бочек). Щипец каждой бочки увенчан главкой на барабане, а в центре перекрытия врублен глухой восьмерик, на котором стоит центральная глава. В итоге получилось оригинальное, изящное по силуэту и, к тому же, отвечавшее официальным канонам пятиглавое завершение.»
Она относится к типу многоглавых обонежских храмов, вершиной которых являются памятники в Кижах, и представляет собой объёмную вытянутую по продольной оси композицию, состоящую из колокольни типа «восьмерик на четверике», трёхрундучного крыльца и моста, соединяющих колокольню с выразительной по своему трёхчастному силуэту церковью. Четверик колокольни — своеобразный вестибюль перед входом в церковь. Кровля четверика со всех сторон опоясывает основание восьмерика, подчёркивая ярусность колокольни. За колокольней — широко расставленные рундуки крыльца приглашают подняться наверх, чтобы обозреть окрестности.
В 1834 году бревенчатые стены храма и колокольни были укрыты тесовой обшивкой, разобрано крыльцо, ведущее в храм, а колокольня с церковью объединены громоздким переходом-трапезной, существенно исказившей облик памятника. В 1868 год все шесть глав и бочки покрыты железом. В таком виде архитектурный ансамбль-двойка простоял более века – до 1972 года, когда были начаты исследования и обмеры для составления проекта будущей реставрации уникальной многоглавой церкви.
Работами руководил Марк Иванович Коляда. Реставрация продолжалась до 1978 года, в её ходе были сняты обшивка и железо, полностью перебраны главки вместе с журавцами, укреплены барабаны и бочки, заменена кровля и восстановлено демонтированное в 1834 году двухвсходное западное крыльцо. Практически заново отстроена колокольня, возобновлён её искаженный нижний четверик, разобран переход-трапезная, вместо которого воссоздан крытый воздушный помост между колокольней и крыльцом. Все элементы восстанавливались по сохранившимся следам и врубкам, что сводило к минимуму вероятность несоответствия оригиналу.
К сожалению, реставрационные работы в 1970-х гг. осуществлялись плотниками, не обладавшими необходимыми профессиональными навыками – халтура при работе с деревом аукнулась уже через два десятилетия. Храм стоит на берегу, сырость и ветры вкупе с недобросовестно выполненной гидроизоляцией привели к протечкам кровли, древний сруб, в семидесятые годы не подновлявшийся, начал усиленно гнить и зарастать грибком, а главы могли попросту рухнуть в любой момент, ибо вместе со сгнившими бочками держались на честном слове. К началу 2010-х гг. тот же Марк Коляда вновь забил тревогу, но решение вопроса застопорилось в силу отсутствия средств и необходимости прохождения множества бюрократических процедур.
Наконец, к 2014 году, когда к зданию уже попросту страшно было подходить ввиду реальной ежеминутной угрозы обрушения конструкций, вопрос с финансированием и подрядчиком вроде был улажен. В сентябре 2014 года был проведен аукцион, по условиям которого работы должны были завершиться к 5 декабря 2014 года (срок нереальный для работ такого объёма, но в реставрации это в порядке вещей, как бы дико это ни звучало), из областного бюджета выделили средства в размере 15,2 млн руб. В задачи исполнителя входила реставрация кровли, куполов, глав, воссоздание балок перекрытий и стропильных конструкций, огнезащита и антисептирование. К концу 2014 года, уже в зимние холода, горе-мастера разобрали купола, барабаны, верхнюю часть сруба … и в таком состоянии в прямом смысле слова бросили храм на произвол судьбы, отказавшись от дальнейшего выполнения работ. На дворе – зима, снег, оттепель, вновь мороз, весна с дождями, а храм даже укрыть ничем не удосужились, верхние венцы промокли насквозь.
Лишь к лету 2015 года смогли по-новой найти уже опытных, проверенных делом реставраторов, которым и пришлось спасать от гибели угробленный памятник. В первую очередь просушили стены, лишь после этого приступили к работам. Были приглашены эксперты, исследовавшие структуру древнего дерева, для анализа степени поражения грибком. Верхние венцы менялись полностью, а в нижних вырезались сгнившие куски бревен, на место которых вживлялись свежие сосновые фрагменты (врезки заметны на срубе), перестилались перекрытия и полы, заново восстанавливалось крыльцо, все барабаны, купола и бочки – обновлена вся верхняя часть храма. Перекосившуюся шестигранную колокольню выпрямили, реконструировали помост-переход, ярус звона, шатер и портик с колоннами над входной аркой. На всё про всё ушло два года и 22 млн рублей вдобавок к первоначальным 15,2 млн.