В связи с блокировкой Роскомнадзором сервиса Youtube, могут быть сложности при просмотре сайта. Если вы с этим столкнулись, воспользуйтесь censortracker

В нашей Telegram группе мы выкладываем все новые места, обновления уже известных мест, и предлагаем в живом общении обсудить путешествия по ЛенОбласти и в Карелию. Присоединяйтесь к нам!

Порженский погост

Порженский погост
GPS: 61°54'36.5"N 38°06'33.3"E (Посмотреть на карте)
Открыть в Яндекс-навигаторе: Поехали…
Как добраться: Сюда ведет пешеходная Транскенозерская экотропа протяженностью 14 километров из деревни Масельга (Морщихинская).
Доступность с детьми: Большое расстояние может составить трудность для детей
Доступность зимой: Зимой на лыжах или снегоходе, но тропа может быть занесена снегом и ее трудно будет распознать

Описание

Архитектурный ансамбль Порженского погоста XVIII века является одной из лучших страниц деревянного зодчества Кенозерья. Он поражает своей гармоничностью, выбором места и, несмотря на небольшие размеры церкви, монументальностью. В нем, затаенном в лесных и озерных просторах, наиболее ярко воплощена красота и величие древнего духовного центра людных когда-то русских деревень.

Центр ансамбля Порженского погоста — церковь святого великомученика Георгия с редкой для Кенозерья клинчатой кровлей возведена в XVIII в. в традициях русского деревянного зодчества XVI-XVII в.в., в XIX в. обшита тесом и украшена декоративными элементами в стиле классицизма. Небольшая главка на тонкой высокой шейке, врезанная в клин крыши и покрытая лемехом, усиливает художественное восприятие этого редкого по красоте строения. На месте когда-то существовавшей небольшой паперти с крыльцом в XIX в. построена обширная трапезная с папертью и восьмигранной бревенчатой звонницей над ней. Бревенчатая ограда, окружающая храм, «святую рощу» и прилегающую территорию кладбища, была возведена в XVIII в. Она — почти квадратная в плане с рубленными в «лапу» башенками по углам, крытыми шатровыми тесовыми кровлями и увенчанными крестами. Посреди южного прясла устроены Святые ворота с двупольными расписными полотнами, которые также венчает шатер с крестом. Вся ограда покрыта тесом на два ската. Конструктивная лаконичность ограды, выразительность силуэтов шатриков угловых башенок и ворот органично дополняет Георгиевскую церковь.

Деревня расположена на северо-западном берегу Порженского озера. Фёдоровская и две соседние с ней деревни — Турово Сельцо и Окатовская — имели общее название Порженское, или Порженская выставка. Селение Порженское упоминается в сказании о чудесах иконы Макария Унженского и Желтоводского, события которого относятся к первой половине XVII века.

Церковь святого великомученика Георгия построена порженскими крестьянами в 1782 г. Вскоре возле церкви образовалось кладбище. В первые годы своего существования храм относился к Кенозерскому приходу, а с 1789 г. был приписан к Хергозерскому. Церковь не имела своего причта. Поэтому в дни престольных праздников службу в храме совершали священнослужители из главной приходской церкви, находящейся в двенадцати верстах от деревни.

Георгиевская церковь, поставленная в стороне от деревни Фёдоровская на пологом, спускающемся к озеру холме, окружена кладбищенской оградой. Первоначально она представляла достаточно распространённый на Севере тип небольшого летнего храма, включавшего разновысокие объёмы церкви с алтарным прирубом и паперти с крыльцом. Высокий четверик церкви и пониженный алтарный прируб заканчивались повалами и были перекрыты клинчатыми крышами с широкими полицами. Высокий клин четверика венчала крупная, обитая лемехом глава. К западному фасаду примыкала рубленая паперть с крыльцом, обращённым в южную сторону. В 1875 г. прихожане устроили в паперти тёплый придел во имя Собора Пресвятой Богородицы и поставили алтарную преграду. Стены церкви обшили тёсом и покрасили.

К началу ХХ века население порженских деревень увеличилось до 340 человек. Двухпрестольная церковь стала тесна для проведения служб. Перестройки этого периода привели к новому расширению паперти и превращению её в трапезную с печью. Площадь паперти увеличилась на ширину бывшего притвора с крыльцом и колокольней.

В «Клировых ведомостях Георгиевской церкви» за 1906 год сообщается, что «тёплая паперть сей церкви увеличена в пространстве снятием капитальной стены и пристройкою к ней новой, холодной, с нового леса, а колокольня над папертью заново перестроена по усердию крестьян, без всякой посторонней помощи. В 1902 г. усердием крестьян, на собственные их средства, вся окрашена…». После перестройки храм вновь обшили тёсом и покрасили. Фасады главного объёма были выделены с юга и севера декоративными пилястровыми портиками с фронтонами. Клинчатые крыши храма и алтаря увенчаны решётчатыми охлупнями, а повалы превращены в карнизы, украшенные модульонами. Над папертью возвышалась шатровая двухъярусная колокольня. Существующая вокруг церкви и кладбища решётчатая ограда с рублеными шатровыми башенками построена на рубеже XIX–ХХ веков.

Решением Архангельского облисполкома от 22 ноября 1938 г. Георгиевская церковь была закрыта. Однако, в середине ХХ века, по свидетельству местных жителей, в церкви велись службы, на Пасху совершался крестный ход.

В 1958 г. памятник обмерян архитектором В. А. Крохиным. Частичный обмер церковной ограды был сделан архитектором А. В. Ополовниковым в 1946 году. В 1984-1985 г.г. студенческим отрядом «Атеист» Архангельского государственного педагогического института им. М. В. Ломоносова в церкви были проведены реставрационные работы. В 1986-1987 г.г. Институтом «Спецпроектреставрация» выполнен проект реставрации всего Порженского комплекса, руководитель проекта — Л. А. Ткаченко. Дополнительные исследования и корректировка проекта 1987 г. сделаны архитектором В. А. Поповым в 2005-2006 г.г.

В 2009 г. плотниками Кенозерского национального парка выполнены противоаварийные работы. В 2011 г. начались ремонтно-реставрационные работы. В 2013 г., по прямому распоряжению Президента РФ В.В. Путина, были выделены средства на реставрацию уникального памятника деревянной архитектуры. Спустя 3 года восстановление ансамбля полностью завершено. Это редчайший случай в современной реставрационной практике, когда восстановление культового памятника такого масштаба было не только начато, но и закончено. Одним из вопросов, требовавших принятия сложного решения, была покраска храма. Принятию такого решения предшествовала кропотливая работа в государственных архивах Республики Карелия, Архангельской области. Доподлинно известно, что в 1875 г. стены Георгиевской церкви впервые обшили тесом и покрасили. Определить последний по хронологии цвет краски помог глубокий спектральный анализ сохранившихся лемешин с главок и теса обшивки церкви, выполненный художниками-реставраторами ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Они же выполнили реставрацию «небес» церкви, рам иконостасов, филенчатой двери ограды. В ходе работ на одной из граней «неба» была обнаружена датирующая надпись — значительное научное открытие. В 2016 г. — юбилейный год Парка, состоялось торжественное открытие Порженского погоста после реставрации.

Расписное «небо» в алтаре церкви святого великомученика Георгия

Время создания: конец XVIII века. 8-гранное «небо» с изображением архангелов. Сохранилось 6 радиальных граней. Олонецкая губерния. Старообрядческая иконописная артель. Материал: дерево, левкас, смешанная техника темпера, масло. Размер четверика «в свету»: 328Х342 см.

В Георгиевской церкви было два расписных «неба»: в молельном зале и в алтаре. Так как стилистические особенности позволяют датировать алтарное «небо» концом XVIII века, можно связать его появление со временем постройки храма. Роспись выполнена в характерной манере, которой отмечены ещё два кенозерских комплекса: «небеса» в часовне Иоанна Богослова в деревне Зехнова и в часовне Макария Желтоводского, Унженского в деревне Фёдоровская. Очевидно, что все они созданы одним художником (или одной иконописной артелью). Отметим использование общих прорисей и образцов, ориентированных на искусство ХVII столетия, а также характерный почерк в надписях, стилизованный под старину. Своеобразна трактовка крыльев ангелов, мелких кучевых облаков и рисунка звёзд на гранях. Добавим к тому же наличие ряда особенностей, свойственных искусству круга старообрядцев: двуперстное благословение у Вседержителя, а также написание имени «IС ХС». Всё это указывает на местных олонецких иконописцев, активно работавших в Кенозерье в конце ХVIII – ХIХ веке. Не исключаем, что автор «неба» в деревне Фёдоровская на Порженском озере принадлежал к кругу мастеров знаменитой старообрядческой Выговской пустыни.

К сожалению, «небо» алтаря сохранилось лишь фрагментарно (шесть граней из первоначальных восьми), но его можно реконструировать благодаря старым фотографиям и экспедиционным описаниям. В программу росписи включены семь архангелов. На той грани, которая направлена к восточной стене, был представлен Христос Вседержитель, изображённый фронтально, в рост. В живописной трактовке одежд мастер использовал локальные цветовые пятна нескольких насыщенных цветов – розового, красного, зелёного и синего. Нимбы и крылья архангелов – красивого розоватого оттенка. Фигуры элегантно вытянуты, но статичны. «Небо» алтаря было поновлено в середине XIX века мастером, расписавшим и «небо» молельного зала.

Расписное «небо» в молельном зале церкви святого великомученика Георгия

Время создания: середина XIX века. Мастер: Павел Григорьев Максимов. 8-гранное небо с попарным изображением архангелов, апостолов и евангелистов. Сохранилось полностью, за исключением трех угловых граней. Материал: дерево, левкас, темпера, масло. Размер четверика «в свету»: 492х490 см.

Роспись «неба», перекрывающего основной зал Георгиевской церкви, создана в середине XIX века. Стилистические особенности позволяют приписать её кисти Павла Григорьева Максимова (1800 — после 1855), крестьянина деревни Екимовской (Якимовской) Мондинского прихода Нижнемудьюжской волости Онежского уезда. Живописец был продолжателем традиций известной иконописной артели, созданной в Поонежье во второй половине XVIII века И. И. Богдановым-Карбатовским.

Потолок основного зала состоит из восьми радиальных граней. В центральном медальоне написан образ Вседержителя, на восточной грани — традиционное Распятие с предстоящими святыми. На остальных семи гранях попарно изображены апостолы и евангелисты. В верхней части граней вокруг центрального кольца — слова, составляющие ангельское песнопение, восхваляющее Бога. На угловых треугольных гранях находились изображения трубящих ангелов.

Апостолы в храме на Порженском озере представлены в развороте, в моленном движении, которое начинается от грани, направленной к западной стене: в стороны расходятся апостолы Фома и Филипп. Шествие апостолов направлено к востоку, завершается композицией «Распятие», расположенной над иконостасом. Иконографически программа «неба» подобна композиции деисусного чина, при этом, скорее всего, деисусный ряд в иконостасе также присутствовал. Святые одеты в хитоны и гиматии, в руках у них — книги, свитки, у апостола Петра — ключ. Складки одежд графичные, лики округлые, выразительные. Иконописец предпочитает схематичные пейзажи, включающие горки, облака. На грани «Распятие» есть отличительный элемент позёма (овальные кочки, окруженные травой), свойственные только иконописцам артели И. И. Богданова-Карбатовского.




Достопримечательности Карелии на карте
 
Онлайн чат

Привет. Вы можете задать Ваш вопрос здесь, или присоединиться к нашему чату в Telegram. https://t.me/vokrug_ladogi_ru