В нашей Telegram группе мы выкладываем все новые места, обновления уже известных мест, и предлагаем в живом общении обсудить путешествия по ЛенОбласти и в Карелию. Присоединяйтесь к нам!

Крепость Тронгзунд

Описание
GPS: По подписке доступно на 2 месяца (Посмотреть на карте)
Открыть в Яндекс-навигаторе: По подписке доступно на 2 месяца
Как добраться: По подписке доступно на 2 месяца
Доступность с детьми:По подписке доступно на 2 месяца
Доступность зимой: По подписке доступно на 2 месяца

Описание

Эта крепость – то не многое, что уцелело от грандиозных морских укреплений Выборгского залива, начавших сооружаться еще при Петре I.тХотя конкретно крепость Транзунд (или более правильно – фортификационный комплекс Транзундский редут) – одно из самых поздних оборонительных сооружений – возведено в лишь конце XIX века.

Город Высоцк был основан в начале XVIII века Петром I на самом крупном острове нынешнего Высоцкого архипелага как крепость, прикрывавшая Выборг с моря (первое же письменное упоминание о поселении в этих местах относится к 1532 году). Петр I назвал крепость по шведскому названию охраняемого ее пролива, по которому проходит центральный, самый главный и удобный из трех фарватеров, ведущих к Выборгу — Тронгзунд (Транзунд) («trang» — «узкий», «sund» – «пролив» — в самом узком месте пролива его ширина составляет всего около 180 метров).

В 1918-1940 годах Тронгзунд, также, как и Выборг, входил в состав независимой Финляндии (в финляндскую автономию при Российской империи он входил с момента ее образования Александром I – в 1811 году), только под названием Уурас (от финского слова «uuras» – «старательный, трудолюбивый», Уурансаари — так тогда называли остров Высоцкий). И так же, как и Выборг, после победы СССР в Зимней войне, отошел к Советскому Союзу.
В августе 1941 года он был оккупирован финскими и немецко-фашистскими войсками, а освобожден в июне 1944 войсками Ленинградского фронта в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. В 1948 году, в честь Героя Советского Союза пулеметчика Кузьмы Высоцкого, погибшего в 1940 году, архипелаг и остров переименовали в Высоцкий, а сам город — в Высоцк. Тогда же начали восстанавливать так называемый «внешний порт Выборга» – порт на острове Высоцкий.
Теперь о самой крепости. На отрезке пролива между современными мысом Южный острова Высоцкий и мысом Северный острова Крепыш в 1710 году русскими войсками были возведены первые береговые батареи против возможного подхода шведского флота на помощь осажденному Выборгу – именно о них говорится в донесении Ф.М. Апраксина Петру I от 21 марта 1710 года: «Место, где быть шанцам для неприятельского приходу морем, нашли зело крепкое и узкое». 8 марта обе батареи салютовали русскому флоту ведомому Петром I из Кронштадта, а 16 мая преградили путь шведскому флоту. К сожалению, от тех первых батарей в наше время и следа в буквальном смысле слова не осталось – можно только предполагать, где конкретно они размещались.
В связи с началом очередной шведско-русской войны в середине XVII века в районе Транзунда планировалось «построить сильную крепостцу», однако проект не был реализован – основные строительные работы переместились на Пильский и Ниемильский проливы.
И во время Крымской войны Транзундский пролив оборонялся полевыми батареями, установленными не на острове Уурансаари (Высоцкий), а на его северном берегу — на острове Равансаари (Малый Высоцкий), поскольку Уурансаари считался неподходящим местом для возведения укреплений из-за их уязвимости при атаке с суши и, кроме того, тамошняя батарея «по свойству местности не могла бы продольно обстреливать Транзунд».
При очередном пересмотре тактики обороны Выборга и перепланировки морских позиций Выборгской крепости, про мыс на острове Уурансаари вновь вспомнили — в начале 1860-х годов здесь и был организован один из важных узлов обороны пролива, получивший название Транзундский редут.

Строительные работы начались в 1864 году на высоком скальном холме, где вдоль берега вытянулись складские строения лесной биржи, которые было решено перенести.
Схема укрепления в плане представляла неправильный пятиугольник с земляными валами и рвами, облицованными гранитными блоками, по четырем его сторонам и открытой тыльной частью. Основой вооружений редута стали три артиллерийские батареи, расположенные по четырем сторонам пятиугольника – Верхняя, Нижняя – для защиты с воды, и Уступчатый фас – для защиты с суши. Кроме этого в крепости (прямо в скале) были сооружены и вспомогательные помещения – казармы, сводчатые пороховые погреба, провиантские склады, ворота, а также и ряд деревянных строений вне ее стен (у пристани) — артиллерийские склады, караульный, офицерский и телеграфный дома. Основное строительство завершилось в 1867 году, а в 1868 году Транзундский редут был вооружен тридцатью самыми современными на тот момент орудиями – дальнобойными нарезными, береговыми, морскими, бомбовыми и пр.
В 1870 году были проведены работы по устройству внутренней дороги, начинавшейся от пристани на самой оконечности мыса и соединявшей все части укрепления, а сам редут подвергался перестройке/достройке вплоть до конца 1870-х годов. Тогда же огневую мощь крепости усилили новыми изобретениями – дальнобойными орудиями образца 1877 года и двухорудийными мортирными батареями. Кроме этого выход из пролива рядом с редутом частично был перегорожен ряжевыми заграждениями, а в военное время перекрывался полностью металлическими цепями.

В 1880-х годах в ходе выработки новой концепции обороны Балтийского побережья, Транзудские укрепления (имеются ввиду все крепости и редуты, защищавшие Транзундский пролив) вновь оценивались как малоэффективные ввиду их большой растянутости и плохой тыловой защиты. В результате было принято решение об их упразднении и разоружении.
Однако Транзундский редут сохранял свое боевое значение в 1900-1910-х годах, в том числе и в ходе Первой мировой войны, но в боевых сражениях за всю историю своего существования так и не участвовал…

Может быть поэтому, а скорее потому, что не всяк турист сюда доберется (а в советское время прилегающая акватория вообще имела особый приграничный статус), а местные жители уже давно все излазили и им теперь не очень интересно, крепость эта сохранилась весьма неплохо и, к тому же, не изгажена. Пушки и порох, разумеется, убрали, зато все кирпичные казематы и гранитные валы-рвы по-прежнему стоят себе преспокойненько. Можно даже забраться внутрь этих самых казематов, что бы убедиться, что их кирпичная кладка 150 лет простояла и еще запросто столько же простоит – так прекрасно она сохранилась (только смотрите под ноги – деревянные настилы полов тем не менее сгнили, образовав ямы, кое-где присыпанные мусором). Если же Вы вооружитесь фонариком, то бродить Вам под скалой по кирпичным коридорам крепости – не перебродить…
В настоящее время часть редута со стороны города неплохо обжита (например, в одном из бывших погребов устроили гараж), а укрепления со стороны Транзундского пролива (как и сам пролив с видом на противоположный «финский» остров) часто используются в качестве натуры стайками начинающих художников.




Полный функционал карты доступен зарегистрированным пользователям по подписке
на 2 месяца всего за 195 рублей.
Достопримечательности Карелии на карте

Материалы о данной локации собраны из открытых источников интернета.

 
Онлайн чат

Привет. Вы можете задать Ваш вопрос здесь, или присоединиться к нашему чату в Telegram. https://t.me/vokrug_ladogi_ru