Описание
Никаких достоверных свидетельств о существовании монастыря ранее XV века нет. По преданию, монастырь основан преподобным Антонием, учеником преподобного Варлаама Хутынского, в землях Новгородской республики около 1242 года. Официальное учреждение произошло, с пожалованием грамоты великим князем Александром Невским.
В 1409 году обитель якобы была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли (в действительности Едигей до Новгородской земли не дошёл). Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и железную шляпу святого опустили на дно Дымского озера. На озеро в память об этом ежегодно 24 июля по старому стилю совершался крестный ход. По данным конца XIX века, железная шляпа преподобного Антония, найденная в озере, хранилась вместе с его мощами под спудом соборного храма.
С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.
В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены.
В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм. В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.
Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднён, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлён с общежительным уставом, составленным собственноручно митрополитом и присланым им 11 октября 1795 года. Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.
В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году — 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году — 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Часть церковной утвари выполнена Петербургским купцом Ф. А. Верховцевым.
При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Монастырь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 рублей 71 копеек, в общей сложности его доходы не превышали 110 рублей в год. В монастырском пользовании также были озеро, пашня, огороды, луговая земля и дровяной лес. Доходу способствовала ежегодная 4-дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля).
Количество насельников, начиная с 30 иноков Тихвинского монастыря, поселившихся сюда в 1794 году, увеличилось к 1917 году до 55-ти. Согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского) от 3 сентября 1913 года, «…вся братия, исключая двух—трёх человек, ведёт себя худо. У большинства иеромонахов заведены семьи, настоятель восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом». Последним настоятелем обители, которым срочно заменили указанного в рапорте о. Мефодия, был игумен Феоктист (Кириллов).
В 1919 году монастырь был упразднён. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В память о том событии обитель переименовали в населённый пункт «Красный броневик». В 1921 году в монастырских помещениях был расположен «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». По сути, её деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище.
После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956—1961 годах он был окончательно разобран. К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.
30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году, стараниями настоятеля Тихвинского монастыря игумена Евфимия (Шашорина), в Антониево-Дымском монастыре произошло второе обретение мощей преподобного Антония. Мощи были перенесены в Тихвинский монастырь и положены в Успенском соборе, где оставались до 2008 года, когда были возвращены в Антониево-Дымский монастырь.
6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью, его настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин). С 14 апреля 2014 года игуменом монастыря является Адриан (Дементьев), ранее — насельник Александро-Свирского мужского монастыря.