Староладожский шлюз, Новая Ладога

Описание
GPS: Доступно по подписке всего за 195 75 рублей (Посмотреть на карте)
Открыть в Яндекс-навигаторе: Доступно по подписке всего за 195 75 рублей
Как добраться: Доступно по подписке всего за 195 75 рублей
Доступность с детьми:Доступно по подписке всего за 195 75 рублей
Доступность зимой: Доступно по подписке всего за 195 75 рублей

Описание

Прорубая «окно в Европу» император Пётр I не забыл устроить и ворота в том же направлении. Водными воротами (не путать с морскими!) почти на 200 лет стал построенный по повелению императора Ладожский канал. Позднее его стали именовать Петровским, а сейчас он — Староладожский. Судоходство же по нему началось 12 мая 1731 года.
Строительство канала началось в 1719 году, Пётр не любил ждать — коль скоро Петербургу определено быть главным торговым портом России, так и все для того необходимые мероприятия должны быть проведены в самое короткое время.
Пётр строил свои планы на большую перспективу — не успели заложить Санкт – Питербург, как Пётр повелел заняться строительством Вышневолоцкой водной системы — старейшей исскуственной водной системы в районе города Вышней Волочок. Пётр потребовал прорыть канал между реками цна и Тверца и неспроста — там пролегал древний торговый путь — древний волок между двумя реками.
В Вышневолоцкую водную систему входят реки Тверца и Мста, водораздельный участок с каналами и водохранилищами, Сиверсов и Вишерский каналы, она соединяла Волгу с Балтийским морем. Однако один из участков пролегал по буйному Ладожкому озеру.
Переход судов по этому озеру был крайне опасным, корабли постоянно тонули из – за штормовых ветров, унося с собой на дно ценные грузы. Пётр в 1718 году писал, что за одно лето было потеряно около тысячи судов.
Было решено построит обводной канал, соединяющий Волхов и Неву. Пётр почитал строительство каналов делом серьёзным и нужным, вероятно, на него сильное впечатление произвели в своё время каналы Голландии. Над проектом канала он работал сам, сделав первые наброски. Далее работу продолжили директор Морской академии, автор первого русского сочинения по механике Григорий Скорняков – Писарев и немецкие инженеры Лиценрот и Гоутер.
Длина канала составляла 117 км., ширина по воде — 23,1 м., глубина — 2,1 м.
Работу по строительству канала Пётр повелел считать наиважнейшей и работников привлекать со всего государства. Разумеется, работы выполняли крепостные, солдаты и вольнонаёмные. Однако в день начала работ, 22 марта 1719 года, император собственноручно нагрузил три тачки грунтом и отвёз их к месту будущей плотины у Новой Ладоги.
С 1719 г. по 1723 г. строительство велось сверхскоростными темпами, без соблюдения элементарных технических требований, что привело к многочисленным проблемам и фактически делало канал не пригодным к эксплуатации. Руководство канала полностью себя дискредетировало. На стройке была высокая смертность, которую перекрывали посылкой всё новых и новых работников, не вовремя выплачивалось жалованье. Всего через работы на канале прошло более 60 тыс. человек.
В империи были введены специальные налоги на строительство канала: крестьяне — 70 копеек со двора, купечество — 5 копеек с каждого рубля доходов, так что канал строила вся Россия.
Война с Персией не позволяла Петру отслеживать строительство канала. Однако осенью 1723 года император прибыл на стройку с инспекцией и по итогам её повелел подрядчиков арестовать и судить «за неискусное ведение дел». Помимо этого обнаружили и дефект в проекте, где не было учтено возможное понижение уровня воды в Ладоге и обмеление канала.
Руководить строительством канала император назначил своего сподвижника, немецкого генерала Бурхарда Миниха, приехавшего в Россию в 1721 году по приглашению князя Долгорукова заниматься инженерными делами. Надо отметить, что всю свою жизнь генерал прожил в России и верно служил империи. Им были разработаны и представлены Петру чертежи новых укреплений Кронштадта, высоко их оценившего. Миних считается основным устроителем судоходства на Неве и Балтийского порта, за что он был пожалован чинами генерал – лейтенанта, затем — генерал – аншефа и орденом Святого Александра Невского.
Однако ж всё это было потом, а сейчас надо было переделывать проект канала, а помочь в этом никто не мог — сооружение по европейским меркам было совершенно уникальное.
Минихом была разработана система дополнительного водопитания канала. Это потребовало создания резервуаров, бейшлотов (плотин), шлюзов, выравнивающих уровень воды в бассейнах, водоспусков. Шлюзы устроили на концах канала, а водоспуски — там, где он пересекается с реками, спускающимися в озеро. Водохранилища должны были питать канал водой, что нужно для нормального прохождения судов через шлюзы.
Все эти сооружения не только отлично функционировали, но и сохраняли свои художественно – архитектурные особенности. Шлюзы первоначально были из камня — плитняка и деревянными — одинарными, двойными и тройными. Количество камер и длина шлюзных быков зависели от требований судоходства. Позднее, в первой трети 19-го века, на канале построили спаренные гранитные шлюзы.
Водоспуски во времена Петра также были из плитняка, а в конце 18 века стал популярен тип арочного водоспуска в виде гранитного моста, который известен только благодаря Ладожскому каналу.
С середины 18 века канал стали облицёвываит гранитом. Деревянная и каменная отделка выполняла не только функцию берегоукрепления, но и вызывала определённое эстетическое впечатление от облика канала, на откосах дамб которого устроили настоящие садовые аллеи.
В начале следующего столетия стали применять чугун для сооружения подъёмных механизмов, фонарей, опор моста при модернизации канала. Позднее, к середине 19 века утилитарные начала взяли верх в оформлении канала.
Канал получал необходимые объёмы воды из рек и специальных прудов-резервуаров на южной стороне. Там же строили «зюйдские» речные водоспуски, а озёрные «нордские» возводили на севере. Северные водоспуски были нужны для хранения воды летом и спуска лишней воды осенью. Южные водоспуски питали Ладожский канал в засушливую пору. Всего на протяжении канала их было 13 штук, причём все они отличались друг от друга по конструкции и архитектуре. При некоторых водоспусках на рубеже веков даже построили каменные караульные дома.
Пётр проехал по каналу на своём ботике ещё в 1724 году. Он проследовал от новой Ладоги до деревни Дубно — остальные участки были ещё не готовы. Больше Пётр своё детище не посещал.
С 1725 года на стройке Ладожского канала трудились 7 тыс. вольнонаёмных и 18 тыс. солдат. Миних улучшил их бытовые условия, решил вопросы со своевременностью выплаты жалованья, что не замедлило сказаться на темпах работ. К 1726 году удалось закончить участок длиной 29 км. между Волховым и селом Чёрное. На участке сразу организовали судовое движение, что позволило доставлять материалы сразу к месту стройки. К осени 1728 года канал смогли довести до реки Кобоны.
После смерти Петра строительство канала потеряло темпы, однако Миниху удалось убедить Екатерину I продолжить строительство. Оставалось только завершить участок от реки Кобоны до Невы с каменистыми грунтами. Рытьё удалось закончить к октябрю 1730 г.
12 мая 1731 года уже императрица Анна Иоанновна открыла судоходство по всему каналу целиком, лично разрыв лопатой последнюю поперечную стенку в Шлиссельбурге.
Канал стал крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе. Суда перемещали с помощью конной (бечевой) тяги. Когда лошади шли по обеим сторонам булыжных бечевников в зависимости от направления движения судов.
После появления Ладожского канала грузооборот по внутренним речным системамстраны возрос многократно. Это помогало развивать торговлю, ремёсла. Народные промыслы. Посевные площади увеличились, как и демографические показатели — местные поселения стали развиваться очень быстро, в том числе за счёт бывших строителей канала. В деревнях появились каменные сооружения.
Однако уже спустя десять лет эксплуатации без надлежащего ухода шлюзы и водоспуски ладожского канала стали разрушаться, канал засорился и обмелел. Миниха к тому времени отправили в Сибирь по ложному обвинению. Так что по возвращении его из ссылки в 1762 году Екатерина II назначила его на должность генерал – директора канала. Был построен новый вход — Екатерининское устье, что повысило пропускную способность канала. Навигацмя по каналу велась от 100 до 200 суток. Всё же его пропускная способность к началу 19 века стала недостаточной, что привело к строительству нового канала, тогда он и получил название Староладожский.
Канал использовался ещё длительное время, окончательно он вышел из эксплуатации к середине 20-го века.
Староладожский канал остаётся одним из самых масштабных строительных проектов эпохи Петра Великого, он не только повлиял на рост и развитие городов и поселений по своей трассе, но и сыграл большую роль в развитии России в целом.




Полный функционал карты доступен зарегистрированным пользователям по подписке
всего за 195 75 рублей.
Достопримечательности Карелии на карте

Материалы о данной локации собраны из открытых источников интернета.