Описание
Паровоз Эу 708-64 относится к паровозам серии Э. Был построен в СССР и эксплуатировался здесь же., конструкционная скорость равна 55 км/ч. Имеет парораспределительный механизм Вальсхарта.
Данный паровоз первым после прорыва блокады Ленинграда доставил состав с боеприпасами и продовольствием на Финляндский вокзал. Это случилось 7 февраля 1943 года. Паровоз принадлежал паровозному депо города Волховстрой. После локомотив перешёл в запас Министерства путей сообщения (МПС) и размещался на станции Белгород Южной железной дороги. Благодаря инициативе волховстройских железнодорожников-ветеранов после переговоров с МПС было принято решение доставить паровоз обратно в Волхов для установки его в качестве памятника.
Сегодня этот паровоз представлен в оригинале в виде мемориала подвигам железнодорожников. Он расположен на перроне волховского вокзала. Для подъёма локомотива на пьедестал была сооружена временная железнодорожная ветка, так как в то время не было подъёмных конструкций, способных поднять такую тяжесть.
Памятник был торжественно открыт 9 мая 1980 года, в 35-ю годовщину Победы. Открытие сопровождалось митингом. Честь открыть памятник была предоставлена людям, трудившимся в годы войны на своём посту, в том числе и участникам первого рейса с Большой земли в Ленинград Дягилеву М. С., Алексееву А. М., Рязановой Т. С., а также бывшему заместителю начальника депо по ремонту Афанасьеву Г. А.
И сегодня можно прочитать памятные строчки на тендере паровоза: «Этот паровоз (Эу-708-64) 7 февраля 1943 года доставил в осаждённый Ленинград первый после прорыва блокады поезд с продовольствием и боеприпасами».