В нашей Telegram группе мы выкладываем все новые места, обновления уже известных мест, и предлагаем в живом общении обсудить путешествия по ЛенОбласти и в Карелию. Присоединяйтесь к нам!

Плотина затопления игла

Описание
GPS: По подписке доступно на 2 месяца (Посмотреть на карте)
Открыть в Яндекс-навигаторе: По подписке доступно на 2 месяца
Как добраться: По подписке доступно на 2 месяца
Доступность с детьми:По подписке доступно на 2 месяца
Доступность зимой: По подписке доступно на 2 месяца

Описание

    Впервые вопрос о строительстве финской стороной оборонительной линии на Карельском перешейке был поднят уже в 1918 году. Первый план линии был разработан подполковником А.Раппе в мае 1918 и предназначался для обороны железнодорожной ветки. Однако этот план не был реализован. Работу над линией продолжил немецкий полковник барон фон Барндештайн. В октябре 1919 начальник генерального штаба генерал Оскар Энкель решил разместить линию по проекту фон Барндештайна, в разработке принял участие также член французской военной комиссии майор Ж. Грос-Косс. Строительство было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста. Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм. ставший за год до этого главой Государственного комитета оброны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить её, укрепить и модернизировать.
    Финские военные железобетонные сооружения на Карельском перешейке делятся на постройки первого (1920-е годы) и второго поколения (1937—1939 годы). ДОТы первого поколения были небольшие, одноэтажные, не имели убежищ для гарнизона и внутреннего оборудования. Они строились практически без стальной арматуры. Начиная с 1937 г. на Карельском перешейке строятся первые ДОТ так называемого «миллионного типа». Название связано с их значительной ценой в финских марках. При их строительстве под руководством подполковника И.Кр.Фабрициуса основное внимание уделялось разработке конструкций двух-, трех-амбразурных ДОТ фланкирующего огня, хорошо замаскированных и вписанных в местный ландшафт, усиленных бронезащитой и снабженных бронекуполами. В «миллионниках» строилось два или три боевых каземата, соединенных подземными переходами, которые обычно использовались в качестве небольшой казармы на взвод солдат, а также служебного помещения, поддерживавшего в случае необходимости автономное бое- и жизнеобеспечение гарнизона в течении определенного времени в условиях полной блокады. Боевые амбразуры этих крепостей были защищены 3-5 (на «Le-7» даже семью) сболченными бронелистами, каждый из которых имел толщину в 60-70 мм. Бронеплиты были иностранного производства, основная их часть была закуплена в Чехословакии.
    Таким образом, к началу Зимней войны укрепрайон Le обладал пятью ДОТ «первого поколения» (Le-1 Le-5), двумя ДОТ «миллионного» типа (Le6 — Le7), множеством мелких ДЗОТ и заграждений, окопов и ходов сообщения. Задачей укрепрайона была оборона железнодорожной ветки Териоки — Выборг и препятствие прорыву по ней неприятеля.
Укрепрайон Le получил название от небольшой деревни Лейпясуо (Leipasuo, волость Муола, Выборгская губерния тогдашней Финляндии). Топоним Leipasuo в дословном переводе означает «Хлебное болото». Ошибочно его происхождение связывают со строительством железной дороги. Почти 3 года на этом болотистом участке трудились сотни рабочих и отсыпали насыпь для путей, получая жалованье. Однако «хлебным» болото под рельсами стало несколько раньше, когда братья Ристо и Калле Йоэнсуу с сыновьями осушили прилегающие земли, расчистив русло р.Перонйоки (нынешняя река Перовка), и увеличив площадь сельхозугодий. То есть там, где было болото, стало можно выращивать хлеб (рожь).
    Важной частью финских фортификационных сооружений под Лейпясуо стала единственная законченная к началу войны бетонная плотина на реке Перонйоки. Она была сооружена в 1938 г. и получила название «Игла». С ее помощью можно было значительно поднять уровень воды в русле, в результате чего образовывалась многокилометровая зона затопления в районе железнодорожного моста и перед ДОТами Le6, Le7. Левый (восточный) фланг укрепрайона Le упирался в озера Tassiolammet (ныне Подгорные), правый (западный) — в обширные болота. После начала боевых действий, в декабре 1939 года плотину вначале закрыли, дав водохранилищу набраться, а затем, после первых морозов, спустили воду. Образовавшийся тонкий ледок мог выдержать пехоту, но проваливался под танками и другой техникой. После обрушения ледяной корки по краям водохранилища образовывались скользкие торосы. На северном берегу реки были установлены ряды колючей проволоки.




Полный функционал карты доступен зарегистрированным пользователям по подписке
на 2 месяца всего за 195 рублей.
Достопримечательности Карелии на карте

Материалы о данной локации собраны из открытых источников интернета.

 
Онлайн чат

Привет. Вы можете задать Ваш вопрос здесь, или присоединиться к нашему чату в Telegram. https://t.me/vokrug_ladogi_ru