Плотина затопления игла

Описание
GPS: Доступно зарегистрированным пользователям по подписке. (Посмотреть на карте)
Открыть в Яндекс-навигаторе: Доступно зарегистрированным пользователям по подписке.
Как добраться: Доступно зарегистрированным пользователям по подписке.
Доступность с детьми:Доступно зарегистрированным пользователям по подписке.
Доступность зимой: Доступно зарегистрированным пользователям по подписке.

Описание

    Впервые вопрос о строительстве финской стороной оборонительной линии на Карельском перешейке был поднят уже в 1918 году. Первый план линии был разработан подполковником А.Раппе в мае 1918 и предназначался для обороны железнодорожной ветки. Однако этот план не был реализован. Работу над линией продолжил немецкий полковник барон фон Барндештайн. В октябре 1919 начальник генерального штаба генерал Оскар Энкель решил разместить линию по проекту фон Барндештайна, в разработке принял участие также член французской военной комиссии майор Ж. Грос-Косс. Строительство было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста. Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм. ставший за год до этого главой Государственного комитета оброны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить её, укрепить и модернизировать.
    Финские военные железобетонные сооружения на Карельском перешейке делятся на постройки первого (1920-е годы) и второго поколения (1937—1939 годы). ДОТы первого поколения были небольшие, одноэтажные, не имели убежищ для гарнизона и внутреннего оборудования. Они строились практически без стальной арматуры. Начиная с 1937 г. на Карельском перешейке строятся первые ДОТ так называемого «миллионного типа». Название связано с их значительной ценой в финских марках. При их строительстве под руководством подполковника И.Кр.Фабрициуса основное внимание уделялось разработке конструкций двух-, трех-амбразурных ДОТ фланкирующего огня, хорошо замаскированных и вписанных в местный ландшафт, усиленных бронезащитой и снабженных бронекуполами. В «миллионниках» строилось два или три боевых каземата, соединенных подземными переходами, которые обычно использовались в качестве небольшой казармы на взвод солдат, а также служебного помещения, поддерживавшего в случае необходимости автономное бое- и жизнеобеспечение гарнизона в течении определенного времени в условиях полной блокады. Боевые амбразуры этих крепостей были защищены 3-5 (на «Le-7» даже семью) сболченными бронелистами, каждый из которых имел толщину в 60-70 мм. Бронеплиты были иностранного производства, основная их часть была закуплена в Чехословакии.
    Таким образом, к началу Зимней войны укрепрайон Le обладал пятью ДОТ «первого поколения» (Le-1 Le-5), двумя ДОТ «миллионного» типа (Le6 — Le7), множеством мелких ДЗОТ и заграждений, окопов и ходов сообщения. Задачей укрепрайона была оборона железнодорожной ветки Териоки — Выборг и препятствие прорыву по ней неприятеля.
Укрепрайон Le получил название от небольшой деревни Лейпясуо (Leipasuo, волость Муола, Выборгская губерния тогдашней Финляндии). Топоним Leipasuo в дословном переводе означает «Хлебное болото». Ошибочно его происхождение связывают со строительством железной дороги. Почти 3 года на этом болотистом участке трудились сотни рабочих и отсыпали насыпь для путей, получая жалованье. Однако «хлебным» болото под рельсами стало несколько раньше, когда братья Ристо и Калле Йоэнсуу с сыновьями осушили прилегающие земли, расчистив русло р.Перонйоки (нынешняя река Перовка), и увеличив площадь сельхозугодий. То есть там, где было болото, стало можно выращивать хлеб (рожь).
    Важной частью финских фортификационных сооружений под Лейпясуо стала единственная законченная к началу войны бетонная плотина на реке Перонйоки. Она была сооружена в 1938 г. и получила название «Игла». С ее помощью можно было значительно поднять уровень воды в русле, в результате чего образовывалась многокилометровая зона затопления в районе железнодорожного моста и перед ДОТами Le6, Le7. Левый (восточный) фланг укрепрайона Le упирался в озера Tassiolammet (ныне Подгорные), правый (западный) — в обширные болота. После начала боевых действий, в декабре 1939 года плотину вначале закрыли, дав водохранилищу набраться, а затем, после первых морозов, спустили воду. Образовавшийся тонкий ледок мог выдержать пехоту, но проваливался под танками и другой техникой. После обрушения ледяной корки по краям водохранилища образовывались скользкие торосы. На северном берегу реки были установлены ряды колючей проволоки.




Функционал карты доступен зарегистрированным пользователям по подписке.
Достопримечательности Карелии на карте

Материалы о данной локации собраны из открытых источников интернета.