
Описание
Недалеко от Германовского скита еще в конце 1870-х годов Валаамский монастырь заложил несколько каменоломен, в которых до 1910-х годов буроклиновым способом добывал блоки красивых темно-красных гранитов и гнейсо-гранитов. Каменоломни острова Св.Германа назывались то «Валаамскими», то «Церковногубскими». Упоминаются «Евгеньевский» и «Викторовский» карьеры.
Слабая «трещиноватость» гранитов позволяла получать в монастырских карьерах блоки крупных размеров – объемом до 2-6 кубометров.
Столичный журнал «Строитель» за 1900 год писал, что в октябре 1900 года строительная комиссия из Санкт-Петербурга посетила остров Святого Германа и осмотрела «на каменоломнях скульптора К.О. Гвиди» громадный гранитный монолит, предназначенный для памятника императору Александру III. Этот уникальный монолит имел 17,5м длины, 9,1м ширины и 10,5 м высоты, и его объем составлял 1530 кубометров! «…Все работы по подготовке взрыва гранитной глыбы электричеством были возложены на петербургского пиротехника – электротехника Врублевского. Взрыв оказался удачным и отделил от скалы красивый монолит, как нельзя более подходящий к постаменту памятника…». После того, как монолит выломали от скалы, его покрыли специальным навесом («тепляком») и долго обтесывали по модели, так что размеры камня значительно уменьшились и составили – в длину 6,4м, ширину – 3,9м, высоту – 3,2м (объемом 76,4 кубометра). Таким образом, после обработки каменотесами объем монолита уменьшился почти в 20 раз! В столице камень был еще немного обтесан и покрыт полировкой.
В 1908 году гранитный постамент размером 6,3х3,85х3,15м с памятником Александру III (проект П. Трубецкого) установили перед Николаевским (Московским) вокзалом в Санкт-Петербурге. Сейчас памятник находится в курдонере Мраморного дворца, а гранитный монолит из-под него в 1937 году был разделён на части для ряда памятников – Ф. Лассалю, Н. Римскому-Корсакову и М.И. Глинке.
В Санкт-Петербурге из «валаамских» гранитов острова Сюскюянсаари также были выполнены: облицовка двух этажей здания Московского купеческого банка (1901-1902 годы, А.Н. Бенуа); цоколь здания Первого Российского Страхового Общества (1889-1901 гг., А.Н. Бенуа); облицовка стен буддийского Дацана (1909-1915 гг., Г.В. Барановский, при участии Н. Рериха); стены фасада костела Лурдской Божией Матери (1908-1909 гг., А.Н. Бенуа, М.М. Перетяткович); облицовка внутренних помещений Царского павильона Витебского вокзала; цоколь особняка М.Ф. Кшесинской (1904-1906 гг., А.И.Гоген); обкладка «быков» Кировского моста, цоколь Эстонской Исидорской православной церкви (1907 г.), цоколь и портал аптеки «Пель и сыновья». В Кронштадте украшена Царская пристань. То ли за свой благородный красный цвет, то ли потому, что он «валаамский», гранит был любимым камнем императоров России, и его раньше также называли «царским».
В Москве этот материал впервые стали применять с 1883 года, когда он пошёл на кладку цоколя храма Христа Спасителя. (После разборки храма, в 1934 году, оставшийся гранит использовали для украшения гостиницы «Москва», зданий Верховного Совета и Министерства обороны, а в конце 1990-х гг., при восстановлении храма, в его строительстве вновь был использован красный гранит с острова Сюскюянсаари).
В 1900-е годы «валаамский» гранит применялся в декоре гостиниц «Националь» и «Метрополь».
С конца 1970-х – начала 1980-х годов, граниты острова Сюскюянсаари широко использовались для украшения станций московского метрополитена.
В 1970-1990-е годы гранит месторождения «Сюскюянсаари» расширил географию своего использования в строительстве по всему Советскому Союзу. В Новороссийске из него выполнен памятник-ансамбль «Малая Земля», в Курске – монумент «40-летие Победы», в Челябинске – украшен Драматический театр, на Куликовом Поле — памятник на Красном Холме. В Тынде – железнодорожный вокзал, а в Петрозаводске – городская набережная. В Кондопоге облицован памятник Победы и т.д.
Украшали камнем и здания обкомов КПСС в городах: Саранске, Брянске, Куйбышеве, Казани, Устинове, Братске, Омске, Новосибирске и др.
Гранит месторождения «Сюскюянсаари» применялся и за границей: в Монголии (здание аэропорта в Улан-Баторе), Чехословакии (ст. метро «Московская», ныне «Андел» в Праге).