Описание
Прекрасно сохранившаяся деревянная усадьба в стиле модерн построена в XIX в.. Состоит из двух деревянных построек: усадебного дома и флигеля для прислуги. Известно, что в середине 19 века, усадьба называлась Кузьминское, принадлежала генерал-майору Илье Даниловичу Мамаеву. В начале ХХ века усадьба называлась Бережок (Абрамышево), принадлежала П.И. Савиничу. До недавнего времени в здании располагалось местное лесничество. В годы войны – прифронтовой госпиталь.
Страницы истории села Сомино.
Особенности географического положения села способствовали хозяйственному развитию, связанному с внешней торговлей и обслуживанием водного транспорта. Через эту местность пролегал великий водный путь » из варяг в греки»- из Балтийского моря в Чёрное. Наивысшего расцвета село достигло в конце 18-го-начале 19 веков. По реке перевозились разные товары, их складывали на Соминской пристани, а затем переправляли в Тихвин и Устюжну.
В 1798 году по указу Павла Первого учреждается тракт Санкт-Петербург- Ярославль.
К концу 19 века в селе имелись: каменная церковь, две часовни (каменная и деревянная),три школы, больница, Волостное управление, почтовые отделения, почтовые станции, хлебозапасный магазин,14 торговых лавок, 3 трактира, 7 постоялых дворов. Ежегодно проводились 3 ярмарки: в феврале, в июле и в сентябре. Крестьяне, живущие в селе, занимались в основном извозом, держали постоялые дворы. Также столярничали, плотничали, шили, сапожничали и мн. др.
В списках населённых мест Устюженского уезда, Новгородской губернии на 1910 год значатся два наименования пункта Сомина Соминской волости: с усадьбой Кузьминской- с населением 620 человек, жилых строений 45, почтовое отделение, военная лавка, 3 постоялых двора, пожарное депо, квартира урядника, квартира стражника,10 хлебных и бакалейных лавок, 4 мануфактурных,2 железные лавки, 4 чайные,4 кузницы,2 пивных лавки. Вторая запись: Сомина-пристань с населением 932 человека, строений 191, большинство населения- купцы и торговцы.
В конце 19 века обсуждается вопрос о строительстве железной дороги с открытием станции Сомино, но местные купцы воспротивились, и железная дорога «пошла» в обход села. С постройкой железной дороги значение водной системы упало.
На жизнь села также повлияли 3 пожара: в 1897 году Сомино сгорело почти полностью. Второй пожар был в 1901 году, также сгорели почти все дома. После этого пожара не все купцы вновь отстроились здесь. Последний пожар случился уже в годы Советской власти в 1924 году. Однако, и в 20 веке село Сомино ещё оставалось крупным населённым пунктом.