Описание
Примерно 3000 лет назад Ладожское озеро «прорвалось» в финский залив, образовалась река Нева. В результате падения уровня воды, Озеро Суванто (Суходольское) оказалось отделено от Ладоги узким гребнем. Со временем уровень воды в Суванто оказался выше Ладожского на 7 метров, и спускало свои воды в Вуоксу, через реку, на месте которой сейчас находится Лосевский порог.
В начале 19 века местные жители планировали частично спустить озеро Суванто в Ладогу, для высвобождения земель под сельское хозяйство. Было несколько попыток, но потом строителям «помогла» природа. После обильных дождей весной 1818 года поверхность озера находилась почти на уровне гребня песчаной отмели, отгородившей его от Ладогой. В период с 20 по 26 мая (точная дата неизвестно) прорвали инженерные сооружения канала Извержение в итоге было настолько мощным, что вода унесла гигантские деревья, скалы и даже здания. Всего за семь часов уровень озера упал настолько, что в восточной оконечности Суванто образовалась река. Поверхность озера опустилась в общей сложности на 7 м, обнажив 5000 га пахотного ила и более сухие прибрежные земли.
После этих событий уровень Вуоксы стал значительно выше уровня Суванто, протока, соединяющая озера повернулась вспять. В 1820м году жители стали ходатайствовать о разрешении понизить уровень Вуоксы, чтобы прекратились наводнения, терзавшие прибрежные луга. Однако власти усомнились в величине затрат и ухудшении состояния промысловых участков лосося, принадлежащих Александро-Невской лавре. Однако после Крымской войны ходатайство получило положительное решение, поскольку была надежда, что путем расширения Кивиниеми будет создан судоходный канал, который выйдет из Вуоксы в Ладогу.
Осенью 1856 года начались работы. Когда 17 сентября 1857 года шлюзы были открыты, была надежда, что вода достаточно глубоко разъест русло. Однако почва была настолько твердой, что порог не опустился, как ожидалось, вместо него остался порог Кивиниеми (длина 880 м, высота 2,9 м, мощность 23 471 л.с.). В любом случае уровень воды в Вуоксе снизился на 2,5-4 м, и в результате возможности земледелия в центральной части Карельского перешейка значительно улучшились. Дальнейшие попытки снижения Вуоксы, проводившееся десятилетиями, привело бы к дальнейшему увеличению сельхозугодий на тысячи гектаров.
Первый деревянный железнодорожный мост через Лосевскую протоку был построен в 1914-1917 году и сожжен в 1918 году во время Гражданской войны. Следующий — уже постоянный — мост был взорван 6 декабря 1939 года. Финны строили этот мост около трех лет, а доблестные железнодорожники завершили работы за 35 дней, но вероятно, на старых финских опорах.