В связи с блокировкой Роскомнадзором сервиса Youtube, могут быть сложности при просмотре сайта. Если вы с этим столкнулись, воспользуйтесь censortracker

В нашей Telegram группе мы выкладываем все новые места, обновления уже известных мест, и предлагаем в живом общении обсудить путешествия по ЛенОбласти и в Карелию. Присоединяйтесь к нам!

История поселка Суйстамо

Описание

Описание

Когда въезжаешь в поселок Суйстамо со стороны Сортавала, душа радуется при виде деревянной церкви, освященной в 1844 году во имя Св. Николая Чудотворца – духовного покровителя земли Сердобольской. Вот уже 165 лет стоит этот храм на горе, высоко над светлым озером Суйстамонъярви, на пересечении дорог, уходящих в бывшую Приграничную Карелию. Это чудо, что суйстамская церковь сохранилась до нашего времени, несмотря на войны и разрушительную политику государства в послевоенные годы. Ее стены до сих пор хранят тепло молитв тысяч верующих, навсегда покинувших эту благодатную и многострадальную землю в конце лета 1944 года.

Деревня Суйстамо впервые упоминается в составе Никольско-Сердобольского погоста в 1589 году. Тогда здесь была построена небольшая часовенка, приписанная к церкви Святителя Николая Чудотворца в Сердоболье. В 1650 году был образован самостоятельный Суйстамский приход, насчитывающий пять часовен. В него вошли двенадцать деревень: Суйстамо, Лоймола, Уиксуярви, Алатту, Ниинисюрья, Саариярви, Леппясюрья, Кулисмаярви, Аймяярви, Лайтиойс, Муунто, Койтоселькя. К сожалению, за последние полвека 2/3 этих деревень исчезли с лица земли, оставив после себя только камни, которые еще долго будут напоминать о нашем неразумном хозяйствовании на этой некогда цветущей земле.

В 1730 году земли суйстамского («шуйстамского») погоста были переданы Свято-Троицому монастырю, который владел ими до 1764 года. В конце XVIII века земли Суйстамо принадлежали генералу Кашкину, а в 1797 году перешли в разряд казенных.

В 1756 (или 1753) году в Суйстамо «желанием священника» была построена деревянная церковь Богоявления Господа, которая, вероятно позже была переименована во имя Святителя Николая. Она то ли сгорела в 1871 году, то ли была разобрана в 1860-х годах по причине своего ветхого состояния. Вокруг храма появилось кладбище, которое уже в начале XX века называлось «Старым». Здесь до сих пор сохранилось несколько могилок с гранитными плитами. На месте церкви бывшие жители Суйстамо недавно поставили большой православный крест.

В 1839 году по инициативе митрополита Серафима Лувалла в Суйстамо началось строительство новой деревянной церкви во имя Св. Николая, которую в простонародье называли «Новая Никольская». Надо отметить, что на русском Севере каждый третий храм освящался во имя Святителя Николая Чудотворца – святого молитвенника за торговцев и всех путешествующих на водах. Через Суйстамо столетиями проходили торговые пути с берегов Ладоги в таежные дебри Приграничной Карелии.

Проект церкви в классическом стиле разработал известный финский архитектор Карл Людвиг Энгель, в основном строивший лютеранские церкви, например, в Рускеала и Яккимаа. Поэтому интерьер церкви выполнен без излишеств, как это принято на западе.

Строительство нового храма в Суйстамо финансировал купец 1-й гильдии и коммерции Советник Феодул Громов, которому тогда было уже за 80 лет. Часть средств собрал приход. Всего на строительство было потрачено десять тысяч рублей серебром.

Феодул Григорьевич Громов (1755-1848 годы) является родоначальником знаменитой династии лесопромышленников. Он владел несколькими вододействующими лесопилками и Суоярвским чугуноплавильным заводом в Выборгской губернии, поставлял пиломатериалы в Санкт-Петербург и Англию. Его дети – Василий и Илья Громовы также занимались лесопереработкой в Олонецком крае. Как и их отец, часть заработанных средств они жертвовали на строительство и содержание храмов и школ.

27 февраля 1844 года епископ Афанасий освятил новую церковь в Суйстамо во имя Св. Николая Чудотворца и Пророка Божия Илии, но из-за недоделок службу отложили на некоторое время. По официальным документам, 17 мая 1844 года строительство церкви закончилось, но еще целых 9 лет продолжалось внутреннее оформление храма. Иконостас церкви был расписан золотом мастеровыми Художественной академии под руководством церковного дьякона Тамаринского.

Церковь поначалу не отапливалась. Кафельные печи появились только в 1903 году во время реставрации храма. Исследователь декоративно-прикладного исскуства Выборгской губернии Роденков А.И. считает, что все семь печей суйстамской церкви выполнены на заводе Вильгельма Андстена в Гельсингфорсе. Белые кафельные печи высотой около 5 метров установлены попарно, за исключением алтаря, во всех концах крестообразной по форме церкви. Все печи, за исключением алтарной, сохранились хорошо, хотя не топились последние десятилетия.

часовня суйстамо

Изразцовые печи — не единственное украшение церкви. В центральной части храма по кругу стоят восемь высоких деревянных колонн белого цвета, завершенных «позолоченными» резными капителями. Две колонны заходят в алтарную часть. На них опирается высокий восьмигранный барабан, завершающийся восьмигранным куполом с крестом. Широкая солея украшена по бокам резными ограждениями. Алтарь двухъярусный.

Снаружи церковь проста в исполнении – крестообразная в плане, с двухскатной крышей, одним куполом и пристроенной колокольней. Территория вокруг церкви огорожена красивым заборчиком с двумя воротами, столбы которых вытесаны из темно-красного гнейсо-гранита, добытого в начале XX века в каменоломне Валаамского монастыря на острове Святого Германа (Сюскюянсаари).

Церковь Св. Николая в Суйстамо по размерам больше, чем храм Апостолов Петра и Павла (с 1943 года — Св. Николая) в Сортавала, построенный в 1873 году. В 1860 году в Суйстамском приходе насчитывалось 4035 прихожан, проживавших в 20 деревнях, в 1873 году – 5336, в 1930 году – 7919, в 1939 году – 8986 человек. Эти цифры вызывают удивление и скорбь – ведь сейчас на территории бывшего прихода насчитывается чуть более 2000 человек, в самом поселке Суйстамо – всего 85 человек, и из них в заброшенную суйстамскую церковь ходят единицы! О каком прогрессе, светлом будущем можно говорить, когда всего за 65 послевоенных лет нам удалось довести процветавшие районы Карелии до такого убогого состояния. И главной причиной деградации этой территории является отсутствие веры в Бога, создавшего небо и землю, в том числе и этот благодатный край под названием Суйстамо.

Но церковь Св. Николая Чудотворца в Суйстамо все же устояла под натиском безбожной власти, хотя и была поругана, осквернена. После 1944 года здание церкви использовалось не по назначению – одно время здесь был склад, потом, в 1970-е годы, размещалась столовая пионерского лагеря. С колокольни сбросили колокола, но это злодеяние не осталось безнаказанным – человек, сделавший это, умер в страшных муках. Верх колокольни был разобран, крест с купола снят…

А потом пришли смутные 1990-е годы, когда разруха вошла в умы и сердца людей. Неизвестно, что стало бы со зданием церкви, если бы его реставрацией не занялись бывшие жители волости Суйстамо, в 1944 году эвакуировавшиеся в Финляндию. В 1990 году в Суйстамо приехал уроженец этих мест Алвар Лютсю. Он давно мечтал побывать на своей родине, где родился и крестился, и откуда уехал 6-летним мальчиком в конце лета 1944 года. Род Лютсю жил в Суйстамо с XVIII века. Отец Алвара погиб во время «Зимней» войны недалеко от деревни Шемейкка, он тоже был православный.

Общество «Суйстамо», состоявшее из более 300 бывших жителей волости Суйстамо, решило помочь средствами в реставрации церкви Св. Николая. Руководителем проекта был назначен Алвар Лютсю. Провести работы согласились десять добровольцев из Финляндии. Местная власть и жители поселка Суйстамо поддержали просьбу финнов о предоставлении им в аренду участков для строительства временных домиков, что вскоре было закреплено договором аренды сроком на 50 лет. В 2002 году на трех из десяти участках уже стояли легкие домики. Финские реставраторы выполнили все требования экологии, не нарушая лесонасаждений и чистоты озера Суйстамонъярви, вовремя платили арендную плату, но после смены администрации Суоярвского района в 2002 году они, по непонятным причинам, потеряли свои права на землю. Новый руководитель района запретил финнам пользоваться своими домиками и даже не выдал ключей от церкви! На тот момент общество «Суйстамо» потратило на реставрацию церкви Св. Николая уже более 300 000 финских марок, но дальнейшие работы пришлось остановить.

Благодаря бескорыстному и самоотверженному труду финнов церковь Св. Николая была восстановлена почти в том виде, в котором она была 4 июля 1944 года, когда священник Александр Рюттюляйнен проводил прощальную службу. Не удалось только доделать колокольню, поставить крест, наладить печи, но главное было сделано – перекрыта крыша, вставлены стекла в окна, восстановлена солея, алтарь, покрашены стены.

12 июня 1994 года в реставрируемой церкви Св. Николая прошла праздничная служба, посвященная 150-летию этой церкви. Тогда в маленький поселок Суйстамо из города Иисалми приехало 700 финнов, большинство которых родились в Суйстамской волости. В праздничной службе участвовали: архиепископ Финской православной церкви Йоханнес, Хельсинский митрополит Тихон, отец Илиас Хуурикайнен, член правления Финской православной церкви Кунто Палве, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил со священниками Карельской епархии, Благочинный Северного Приладожья отец Александр, хор Сердобольского прихода, глава самоуправления Суоярвского района Владимир Григорьев.

По окончании совместной службы было сказано много добрых слов по поводу праздника. Особенно запомнились слова члена правления Финской православной церкви Кунто Палве. Он сказал: «Знаю о больших трудностях православных по приживанию на новых местах и об их тоске по утерянной Родине в Карелии. Сейчас пути к родным местам возвращаются и укрепляются. Много людей нашли новых знакомых и друзей, но духовные связи не могут быть прочными без общего пастыря. От имени всех приехавших выражаю глубокую благодарность пастырям за те усилия, которые они приложили, чтобы эта встреча на земле предков состоялась. Архиепископ Герман сказал после войны, что будьте едины, будьте вместе, тогда устоите, и работа ваша будет возблагодарена. Он имел в виду – будьте людьми, гражданами и православными. Это утверждение актуально и сейчас».

Православный приход Киурувеси подарил церкви иконы, а лютеранский приход Иисалми – половики. Вокруг церкви прошел Крестный ход. К памятникам суйстамовцев, погибшим в трех войнах, возложили цветы и венки. Это было грандиозное событие для суйстамской земли – через 50 лет сюда вернулся душевный покой!

С того времени, в церкви Св. Николая в Суйстамо вновь зазвучала молитва. Каждое лето сюда ненадолго приезжают паломники из Финляндии и здесь проходят службы. Иногда церковь Св. Николая наполняется прихожанами Сортавальского прихода. К ним присоединяются местные жители — крестят детей, исповедуются, причащаются. В исполнении Сортавальского церковного хора звучат божественные песнопения. Протоиерей отец Андрей ведет службу. Горят свечи, горят сердца верующих. Слезы накатывают на глаза – нет, жива еще в русском человеке вера в Бога, а, значит, есть надежда на возрождение России!

Заходя в церковь Св. Николая в Суйстамо невольно предаешься воспоминаниям о людях, служивших в этом храме. Настоятелями Суйстамского прихода в разное время были: Семен Сафронов, Василий Артемьев, Роман Сафронов (XVII век), Федор Сафронов, Клементий Марков, Ефим Клементьев, Иван Васильев, Андрей Клементьев (XVIII век), Федор Львов, Иосиф Флоров, Михаил Окулов, Иван Львов, Йоганнес Лебедев, Йоганнес Сотиков, Александр Беляев, Александр Певцов, Йоганнес Михайлов (XIX век), Александр Спиридонов, Александр Сомерсаари, Александр Рюттюляйнен (XX век). Некоторые священники Суйстамского прихода впоследствии служили в церкви Апостолов Петра и Павла в Сердоболе, как, например, Федор Львов, который был настоятелем сердобольского храма с 1854 по 1874 годы.

В 1853 году в семье суйстамского пономаря Николая Окулова родился сын Сергей Окулов – будущий настоятель сердобольского храма Апп. Петра и Павла с 1876 по 1883 годы. Род Окуловых 200 лет служил православной церкви. Среди них — пономари, дьяконы, псаломщики, священники. Мать Сергея была дочерью карельского псаломщика Питера Маркова из Кителя. В семье было одиннадцать детей, четверо из которых умерли в детстве. Жили Окуловы в небольшом доме по дороге из Суйстамо в Алатту, около «Старого» кладбища.

Родным языком многих жителей Суйстамо и других районов Выборгской губернии был карельский и финский, но сотни лет карелы и финны вынуждены были молиться на чужом старославянском языке, который понимали плохо, или не знали вообще. Это обстоятельство подвинуло впоследствии священника Сергея Окулова заняться переводами духовной литературы со славянского на финский язык. С 1875 по 1940 годы Сергей Окулов жил в Сортавала. Умер после эвакуации в Куопио 8 февраля 1940 года. В декабре 1942 года его останки перевезли в Сортавала и захоронили в семейном склепе. Сортавальский приход ухаживает за могилами Окуловых.

Иван Лебедев служил настоятелем суйстамской церкви Св. Николая с 1861 года. «За ревностное служение» его наградили «набедренником», Владимирской лентой с крестом, а еще раньше – бронзовой на Андреевской ленте медалью за оборону Севастополя. Сын Ивана Алексей Лебедев с 1874 по 1883 годы служил младшим священником в церкви Апп. Петра и Павла в Сердоболе.

К сожалению, в настоящее время здание церкви Св. Николая в Суйстамо не принадлежит Русской православной церкви. Оно выкуплено в собственность как обычная постройка жителем города Петрозаводска Дубинным Сергеем Юрьевичем, который владеет еще двумя историческими зданиями в Суйстамо – бывшим приходским домом и домом священника. Охраной этих зданий занимаются молодые супруги – Корейш Эдуард Олегович и Татьяна Михайловна. В семье Корейш воспитываются три маленьких дочурки, старшая из которых только что пошла в школу. В любое время по просьбе туристов или прихожан «матушка» Татьяна откроет церковь, проведет во внутрь и зажжет свечи.

В Суйстамо кроме церкви имеется еще несколько интереснейших объектов, которые заслуживают статуса историко-культурных памятников. Недалеко от церкви, через дорогу на Леппясюрья, под кронами вековых лиственниц стоит памятник жителям Суйстамо, погибшим в апреле 1918 года во время гражданской («освободительной») войны в Финляндии. Пожар революции, охвативший Россию, дошел и до этих мест, и тогда на защиту свободы молодой Финляндской республики встали крепкие финские и карельские парни, в том числе и эти семеро суйстамовских ребят, которым было по 20-25 лет.

Памятник установлен добровольным оборонным обществом «Шюцкор» в 1928 году. На гранитных камнях выбиты имена погибших, изображения герба Карелии и символики общества «Шюцкор» — крест с изогнутыми концами, похожий на свастику. До войны на постаменте стояла гранитная статуя финского воина, впоследствии разбитая на куски. Похожий памятник «белофиннам» хорошо сохранился на Рускеальском кладбище.

За памятником на поляне белеют стены двухэтажного каменного здания бывшего приходского дома, построенного в стиле раннего финского функционализма в 1920-е годы. Широкая и высокая лестница из сердобольского гранита ведет к главному входу в здание. За стеклянными дверями посетитель попадает в просторный вестибюль. Направо — дверь в двусветный с балконом зал столовой, вмещавшей 50 человек. В другой половине здания устроены двух — и четырехместные гостиничные номера. Широкая бетонная лестница ведет на второй этаж, где есть комната с балконом, с которого хорошо видна братская могила финских воинов – уроженцев Суйстамо, погибших на фронтах второй мировой войны в 1939-1940 и 1941-1944 годы.

До начала 1990-х годов здание бывшего приходского дома, в котором размещалась администрация пионерского лагеря, отапливалось от собственной котельной в подвале, работали водопровод и канализация. Но теперь здесь нет ни отопления, ни воды, ни канализации, стены здания разрушаются. Тем не менее, сюда каждое лето приезжают туристы и паломники из Финляндии, и старый дом всех их принимает. Руководит всем этим хозяйством Татьяна Корейш, а помогают ей — родственники.

Сами Татьяна и Эдуард Корейш пока живут в бывшем доме священника, поражающем своими огромными размерами, просторными комнатами с высоченными потолками и большими печами. В советские времена здесь находилась начальная школа.

Под церковной горой, у дороги на Алатту, напротив «Старого» кладбища, сохранилось несколько финских домов, где живут люди. На пустыре видны фундаменты зданий Суйстамской учительской семинарии, в которой с 1918 года готовили учителей начальных школ.

На «Старом» кладбище общество «Калевала» установило две гранитных плиты, на которых выбиты имена похороненных здесь представителей рунопевческого рода Сотикайнен — рунопевца Ивана Онойла (1842-1924 годы) и плакальщицы Матьой Платтонен (1843-1928 годы). Платтонен исполняла свадебные и похоронные причитания, а также руны. В 1906 году она, как и ее двоюродный брат Онойла, выступила на фольклорном празднике в Сердоболе. В 1924 году за вклад в сохранение национальной культуры карельского народа Матьой Платтонен была удостоена правительственной пенсии.

На «Новом» суйстамском кладбище, расположенном за поселком Суйстамо по дороге в Леппясюрья, среди могучих елей, можно увидеть могилки супругов-рунопевцев Ивана Хяркёнена (1827-1905 годы) и Пелагии Сотикайнен-Хяркёнен (1834-1899 годы) и других ныне забытых жителей Суйстамской волости. Это кладбище, как и остальные старые кладбища Северного Приладожья, сильно пострадало в послевоенное время. Почти все надгробия, мастерски выполненные из черного кааламского габбро и серого сердобольского гранита, были вывезены, чугунные кресты, отлитые на Суоярвском чугуноплавильном заводе, разбиты. Теперь Суйстамское кладбище больше похоже на еловый лес со странными бугорками, поросшими густым мхом.

За порожистой речкой Сяркийоки – развилка на Леппясюрья и станцию Суйстамо. Поселок Леппясюрья потихоньку возрождается. Недавно здесь открылось предприятие по производству гранитного щебня. Взрывы на леппясюрских карьерах сотрясают землю и далеко разносятся над поредевшей тайгой.

На железнодорожной станции Суйстамо – унылая картина запустения. Станция не работает уже много лет. Старое здание вокзала 1924 года постройки – в аварийном состоянии. Из трех домов железнодорожного поселка только в одном еще живет семья Корейш – родителей Эдуарда Олеговича – хранителя церкви и гостиницы в Суйстамо.

Недалеко от станции расположено удивительно красивое озеро Суйстамонъярви. На его восточном песчаном берегу чувствуешь себя как на Рижском взморье. Летом здесь всегда много отдыхающих. Вода в озере теплая, чистая, дно песчаное, неглубокое. Светлый сосновый бор подступает к обрывистому берегу. Но человек и здесь оставил свой негативный след – кучи мусора, которые не убираются годами.

Не хочется смотреть на это безобразие. Взгляд устремляется на противоположный берег, где на вершине горы уже 165 лет стоит церковь Св. Николая. На душе становится спокойнее, появляется уверенность, что не все так плохо в этой стране, еще придут светлые времена, и полнокровная жизнь вернется на эту древнюю карельскую землю.

При подготовке очерка использованы материалы:

Бочкова С.В. «История Суйстамского прихода» // Запкареллес, № 10, 2007 г.

Журнал «Карелия» (на финском языке) № 2, 2002 г., перевод Кяхконен Э.Э.

Патрикайнен М. «Паломничество в Суйстамо» // «Иисалмен Саномат», 19.04.1994 г., перевод Кяхконен Э.Э., 2006 г.

Материалы экспедиций Регионального Музея Северного Приладожья и журнала «Сердоболь» 2007 г.

© Борисов И.В. Православные храмы на родине карельских рунопевцев // газета «Ладога», 2003 г. 1 августа (№30), с. 6, 8 августа (№31), С. 6.

© Борисов И.В. Суйстамо» // журнал «Сердоболь», № 4, 2009 г., С. 37-44.



Достопримечательности Карелии на карте
Автор:



Вы можете преложить свои правки, написав автору статьи или пользователю Redactor
 
Онлайн чат

Привет. Вы можете задать Ваш вопрос здесь, или присоединиться к нашему чату в Telegram. https://t.me/vokrug_ladogi_ru