Главная >>> Статьи >>> История Мест >>> Три каменных острова-одна история.

Три каменных острова-одна история.

Описание

На севере Ладожского озера есть острова, расположенные на большом расстоянии друг от друга, имеющие разное геологическое строение, но объединенные одной историей, связанной с добычей Валаамским монастырем строительного камня. Это — острова Сюскюянсаари (Св. Германа), Путсаари (Св. Сергия) и Калккисаари (Ювень)

Остров Сюскюянсаари (Св. Германа)

В 2014 году в архиве Нововалаамского монастыря (Паппинниеми волости Хейнявеси) автор обнаружил дело № 38 «О покупке сим монастырем о. Сюски Сальми с имуществом на сумму, жертвуемую на этот предмет от неизвестного» (1866-1891 гг.), начатое 23 июля 1866 года. В нем содержится 13 документов (копий), датированных июлем-ноябрем 1866 г.: 1. письмо Алфреда Хилль (21.07.), 2. письмо Густава Левстрема (18.08.), 3. расписка Гаевского о сдаче имения на о. Сюско-Сари (3.09.), 4. доверенность Гаевского (26.08.), 5. расписка Гаевского (26.08.), 6. копия документа на геймант д. Сюскю (3.03.1864 г. ), 7. копия с купчей Алфреда Хилль о продаже монастырю геймантов (15.07.), 8. копия с купчего контракта Алфреда Хилль с Валаамским монастырем (15.07.), 9. расписка игумена Германа (4.09.), 10. подлинная запись на шведском языке Смотрительской управы (24.09.), 11. перевод записи Смотрительской Управы, 12. копия с доверенности (27.08. 1867 г.).

Согласно этим документам, 3 марта 1864 года Финансовая экспедиция Императорского Сената продала в шкатовое пользование импилахтинскому вице-пастору и каплану Густаву Ивановичу Лёвстрему геймант (земля с пашней, лугом и усадьбой, от шведского — хемман) на острове Сюскюянсаари Импилахтинского прихода, а именно, деревню Сюскю. Документ подписан в Хельсинки. Интересно, что дочь пастора Г. Лёвстрема была с середины 1830-х годов замужем за Густавом Альбрехтом, известным горным инженером и металлургом из Фрайбергского горного округа Саксонии, работавшего с 1834 по 1838 годы на Питкярантских рудниках и меде-оловоплавильном заводе Всеволода Омельянова.

25 октября 1865 года деревня Сюскю и гейманты № 5,8,9,10 на острове Сюскюянсаари выкупил у Г. Лёвстрема англичанин Алфред Хилль. 15 июля 1866 года он продал бывшие гейманты Г. Лёвстрема (№ 5,8,9,10 и д. Сюскю) и в районе деревни Импилахти Валаамскому монастырю за 13 000 марок, о чем свидетельствует соответствующая купчая, подписанная в Импилахти (Имбилакс). К купчей прилагаются «согласительные» подписи пастора Густава Лёвстрёма и свидетелей, поставленные в ноябре 1866 года, а также расписка игумена Германа, который по доверенности от настоятеля Валаамского Спасо-Преображенского монастыря отца Дамаскина занимался оформлением документов на землю.

24 сентября 1866 года в Импилахти был составлен документ, по которому Смотрительская Управа передавала Валаамскому монастырю также казенный дом № 4 в деревне Сюскю за 200 руб. серебром.

Со стороны А. Хилля делами по продаже земли острова Сюскюянсаари занимался по доверенности Петр Лаврентьевич Гаевский. В документе на имя П.Л. Гаевского написано: «Сим доверяю ему закончить дела по продаже Сюскюн-саари, получить деньги и расписаться на купчей в получении оных равно и сдать помянутое имение Валаамскому монастырю, что и удостоверяю моим подписанием. Сердоболь августа 14/26 дня 1866 года. Алфред Хилль. Свидетели К. Виккстрем».

Со стороны Валаамского Спасо-Преображенского монастыря делами по покупке земель на острове Сюскюянсаари занимался игумен Герман. В документе написано: «Доверенность дана сия от Настоятеля Первоклассного Спасопреображенского Валаамского Монастыря Игумена Дамаскина, состоящему во вверенном мне братстве Игумену Герману, о беспрепятственном ходатайствовании по делу о приобретении земель для Валаамского Монастыря в Приходе Имбилахтинском, в чем удостоверяется надлежащим подписом и приложением казенной печати. Августа 2-го дня 1867 года. Первоклассного Валаамского Монастыря Настоятель Игумен Дамаскин».

В 1866 году финляндские власти возбудили судебное дело о расторжении сделки между А. Хиллем и Валаамским монастырем, опираясь на законы, по которым монастырям запрещалось приобретать землю в собственность на территории Финляндии. Разбирательство длилось до 1869 года, пока в дело не вмешался сам император Александр II. Как правитель Великого Княжества Финляндского, он имел право приобретать финляндские земли. Александр II купил остров Сюскюянсаари на свои средства, и 28 августа 1878 года подарил его Валаамскому монастырю в «вечное пользование».

Вид на южную часть Ладожского карьера (о. Сюскюянсаари) и Ладожское озеро. Фото Борисова И.В.
Вид на южную часть Ладожского карьера (о. Сюскюянсаари) и Ладожское озеро. Фото Борисова И.В.

В архиве Нововалаамского монастыря также хранится дело № 109 «О построении на о. Св. Германа каменной церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского» (1900-1911 гг.) на 50 страницах. Согласно документам, 23 октября 1900 года настоятель, игумен Валаамского монастыря Гавриил направил Его Высокопреосвященству архиепископу Финляндскому и Выборгскому Николаю представление, в котором говорит о необходимости постройки на острове Сюскюянсаари (Св. Германа) каменного храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и просит благословения на это дело. На тот момент на острове проживало постоянно 25-30 человек, занимавшихся рыбной ловлей и прочим хозяйством, а в летние месяцы для разработки камня и для покоса на острове находилось более 150 человек рабочих и братии. На острове не было церкви, и все эти люди, сокрушался Гавриил, были лишены возможности бывать на божественных службах, окормляться духовно. По расчетах игумена Гавриила, постройка храма должна была обойтись в 6854 рубля.

В 1900 году была составлена Смета на постройку каменной церкви Александра Невского на принадлежащем Валаамскому монастырю «Германском острове» (о. Св. Германа). В Смете указывались все виды работ, связанных с постройкой каменного храма, и количество необходимого материала. По проекту, цоколь храма должен был быть выполнен из местного камня — гранита, из него же – пол (288 плит в кованой фактуре), но на деле он был паркетным и из путиловской известняковой плиты. Для строительства требовалось 169 тысяч кирпичей валаамского производства. Планировалось установить две кирпичных голландских печи и т.д. В Смете также указывалось число требуемых работников (рабочих, каменщиков, штукатуров, кровельщиков, плотников, кузнецов, каменотесов) и их заработок. Смета была составлена на сумму 6240 руб. (с учетом непредвиденных расходов — 6854 руб.)

17 января 1901 года вышел Указ Финляндской Духовной Консистории о начале строительства на острове Св. Германа каменного храма. 1 мая 1901 года Финляндская Духовная Консистория, находившаяся в городе Выборге, утвердила Строительную комиссию в составе: председателя комиссии игумена Валаамского монастыря Гавриила, казначея иеромонаха Пафнутия, смотрителя работ иеромонаха Юувеналия. В итоге, была утверждена Смета расходов на постройку церкви на сумму 6240 руб. 05 коп. Строительство храма осуществлялось по проекту архитектора В.Н. Баранкеева под руководством архитектора-строителя Я.И. Попова, и завершилось в 1903 году.

Церковь Св. Бл. Вл. Кн. Александра Невского на о. Сюскюянсаари. Фото Борисова И.В.
Церковь Св. Бл. Вл. Кн. Александра Невского на о. Сюскюянсаари. Фото Борисова И.В.
10 июля 1904 года был составлен акт осмотра каменной церкви, подписанный игуменом Виталием, архитектором-строителем Яковом Игнатьевичем Поповым и членами строительной комиссии иеромонахом Пафнутием, иеродиаконом Митрофаном.

25 июля 1904 года архиепископ Финляндский и Выборгский Николай в присутствии игумена Валаамского монастыря Виталия освятил новый храм в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Согласно приходно-расходной ведомости 1904 года, в церкви было укреплено 12 мраморных подоконников (мрамор – с острова Ювень). Полы были деревянные (хотя по проекту должны были быть из местного гранита), солея – из гранита. В иконостасе находилось 11 икон. Для отопления были предусмотрены две железные печи – «голландки». Храм украшался шестью медными с позолотой крестами.

Полы колокольни и крыльцо церкви Александра Невского были облицованы «путиловской плитой» — известняком Путиловского месторождения; ступени лестницы на колокольню выполнены из серого «монастырского» гранита с о. Путсаари (Св. Сергия), подоконники – из ювеньского мрамора с о. Калккисаари (Ювень). Цоколь, ограда и ступени крыльца вытесаны из темно-красных «валаамских гранитов» острова Св. Германа. Стены храма выложены из красного кирпича валаамского производства.

В скиту на острове Св. Германа кроме церкви были построены из дерева: трапезная, двухэтажный дом с келиями для монахов, хозяйственные постройки; разбиты сады и огороды.

После освящения храма Александра Невского еще несколько лет шла доделка его внутреннего убранства, сверка ведомостей и прочих документов, и только 22 сентября 1911 года указом Финляндской Духовной Консистории игумену Валаамского монастыря Маврикию было предписано закрыть Строительную Комиссию и принять оставшиеся средства и материалы для употребления на нужды монастыря.

В каменоломнях на острове Сюскюянсаари (Св. Германа) Валаамский монастырь с 1870 по 1910-е годы добывал блоки уникальных по расцветке темно-красных среднезернистых массивных и слабоогнейсованных микроклиновых гранитов, названных строителями «валаамскими». Этот высокодекоративный камень применялся в архитектуре не только Валаамского монастыря, но и в главных городах России – Санкт-Петербурге и Москве. То ли за свой благородный цвет, то ли потому, что он был любимым камнем императоров России, этот гранит раньше также называли «царским».

Старая монастырская каменоломня гранитов на о. Сюскюянсаари. Фото Борисова И.В.
Старая монастырская каменоломня гранитов на о. Сюскюянсаари. Фото Борисова И.В.

Осенью 1900 года на острове Св. Германа под руководством инженера Врублевского электровзрывным способом был отделен от скалы громадный гранитный монолит объемом 1530 кубометров (длина 17.5 м. ширина 9.1 м, высота 10.5 м) для постамента памятника императору Александру III (проект П. Трубецкого). После обтески размеры монолита уменьшились примерно в 20 раз (76.4 кубометров), и в таком виде его отправили на судне в столицу.

В 1908 году постамент из «валаамского гранита» с памятником Александру III установили перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом в Санкт-Петербурге. Сейчас памятник находится в курдонере Мраморного дворца, а гранитный монолит из-под него в 1952 году был разделан на части для ряда памятников, например, Н.А. Римскому – Корсакову.

В Санкт-Петербурге «валаамскими гранитами» облицованы стены зданий: Буддийского дацана (1909-1915 гг., Г.В. Барановский), костела Лурдской Божией Матери (1908-1909 гг., Л.Н. Бенуа, М.М. Перетяткович) и др. Из этого красивого гранита выполнены цоколь и лестница Царского павильона Витебского вокзала (1901-1902 гг., Бржозовский) и особняка М.Ф. Кшесинской (1904-1906 гг., А.И. Гоген). «Валаамским» гранитом также украшены Московский купеческий банк (1901-1902 гг., Л.Н. Бенуа), Эстонская Исидоровская церковь (1907 г.) и другие здания «северной столицы».

На острове Валаам из гранитов с острова Св. Германа (Сюскюянсаари) выполнены: мощные колонны крытого крыльца: ступени паперти и солеи; постаменты «Царского места» и раки с мощами Преподобных Сергия и Германа; подоконники, колонны и ступени главного крыльца Спасо-Преображенского собора (1887-1896 гг., А. Силин, Г.И. Карпов, Н.Д. Прокофьев).

Колонны крыльца собора изготовила из «валаамского гранита» артель Ивана Рейникайне (д. Рускеала), подоконные доски и ступени паперти из этого же гранита вытесали артели Андрея Григорьева и Якова Сафронова (д. Отсойнен), Михаила Кононова (д. Другая Река). Подоконные доски и ступени паперти храма из «валаамского» гранита и архитектурные детали из амфиболита полировали артели Якова Ранина (д. Мигли), Петра Никитина (д. Отсойнен), Василия Мошкина (д. Почевская).

Из красного гранита острова Св. Германа на Валааме также выполнены: колонки и нижняя часть киота часовни во имя иконы Всех Скорбящих Радость (1896 г.); лестница часовни во имя Крестных Страданий Господа (1880-е гг., К. Брандт); подоконники церкви Воскресения Христова (1901 – 1906 гг., В.И. Баранкеев); постаменты и кресты на Игуменском кладбище и другие архитектурные элементы различных монастырских сооружений.

В Москве «валаамский гранит» впервые был использован в кладке цоколя храма Христа Спасителя (1818- 1883 гг., К.А. Тон), и в 1902 г. – гостиницы «Националь» (А.В. Иванов). В 1931 г. храм Христа Спасителя взорвали, а красный гранит с него использовали для украшения ряда современных зданий — гостиницы «Москва» (1932-1935 гг.), зданий Верховного Совета и Министерства обороны СССР, ряда станций метро.

Исторические каменоломни «валаамских гранитов» (1870-1910 гг.) сохранились в юго-восточной части острова Сюскюянсаари, в 250-300 м от берега Ладожского озера и в 500 м к югу от церкви. К старым выработкам ведет лесная заросшая дорожка. Каменоломни-полутраншеи цепочкой вытянулись вдоль западного склона скальной гряды почти на 300 м. Размеры выработок, разделенных неширокими целиками, составляют примерно 20-40 м в длину, 6-15 м в ширину и 1-3 м в глубину. Места добычи камня хорошо заметны по грядам отвалов гранитного окола. Недалеко расположена каменоломня, действовавшая в 1970-е годы (Ладожский участок).

Старый забой, где, вероятно, выламывали огромный монолит для памятника Александру III в 1900 году, расположен в другом месте острова, в подножье высокой (до 30 м) и отвесной скалы, сложенной ярко-красным гранитом с очень небольшим количеством трещин.

Старый забой, где, вероятно, добыли самый крупный монолит гранита для памятника Александру III. Фото Борисова И.В.
Старый забой, где, вероятно, добыли самый крупный монолит гранита для памятника Александру III. Фото Борисова И.В.

В каменоломнях острова Св. Германа во второй половине XIX века монахи также добывали попутно плитчатой формы блоки темно-серых, практически черных, мелко-среднезернистых полевошпатовых амфиболитов, образующих в гранитном массиве небольшие дайки и жилообразные тела. Такой «плитчатый» камень использовался на о. Валааме для кладки фундаментов различных построек, мощения дорожек, для изготовления подоконников церквей, декоративных колонок Спасо-Преображенского собора. Из амфиболитов Германского скита мастера также вырезали изящные киоты икон часовен и мелкие сувенирные изделия – чернильницы, подсвечники, крестики.

Красный огнейсованный гранит острова Сюскюянсаари в 1913 году пошел на изготовление мощных полуколонн и пилястр цокольного этажа Торгового дома (У. Ульберг) на улице Карельской в городе Сердоболе (Сортавала).

Валаамские каменоломни на острове Св. Германа после революции 1917 года, и последовавшим за этим отделением Финляндии от России, были практически закрыты, т.к. монастырь лишился богатых государственных заказов. В Финляндии этот камень почти не применялся, разве только для изготовления памятников и иных мелких изделий.

Месторождение гранитов «Сюскюянсаари» изучалось в послевоенное время советскими геологами Северо-Западного территориального геологического управления, и было признано уникальным. 31 июля 1972 года управляющий трестом «Карелпромстройматериалы» М. Златопольский издал приказ «Об организации добычи гранитных блоков на месторождении Сюскюянсаари (о. Германа) для строительства Дома Советов РСФСР в Москве». Общее руководство всеми работами по выполнению спецзаказа возлагалось на директора Рускеальского мраморно-известкового завода В.И. Соловьева. На острове Сюскюянсаари был организован Ладожский участок, входивший в состав Рускеальского мраморно-известкового завода.

По распоряжению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1972 года, в 1972-1973 годах Рускеальский мраморно-известковый завод треста «Карелпромстройматериалы» должен был добыть на месторождении «Сюскюянсаари» и поставить для строительства Дома Советов Московскому камнеобрабатывающему заводу 3 тыс. кубометров гранитных блоков и на Кондопожский камнеобрабатывающий комбинат – 200 кубометров (в 1972 году). Из этих блоков должны были быть изготовлены облицовочные плиты в количестве 17.5 тыс. квадратных метров.

22 сентября 1972 года трест «Карелпромстройматериалы» Министерства промышленности строительных материалов издал приказ «О поставке облицовочных материалов на строительство Дома Советов РСФСР». Начались подготовительные работы. Для обеспечения работы блочного карьера Рускеальскому мраморно-известковому заводу до конца 1972 года из фондов треста «Карелпромстройматериалы» передавались следующее оборудование и материалы: автокран, экскаватор, бульдозер, два автосамосвала, автобус, автомобиль, 4 компрессора, 10 токарно-винторезных станков, передвижная ремонтно-механическая мастерская и т.д.

С 1 ноября 1972 года намечалось начать в Ладожском карьере на острове Сюскюянсаари планомерную добычу товарных блоков и вывозку их на железнодорожную станцию Питкяранта для последующей отправки в Москву и Кондопогу. Так через несколько десятилетий возродилась добыча красного гранита Сюскюянсаари, который широко применялся в архитектуре советских городов, а также в странах социалистического содружества.

Гранитом с острова Сюскюянсаари украсили здания обкомов КПСС в городах: Саранске, Брянске, Куйбышеве, Казани, Устинове, Братске, Омске, Новосибирске, Ижевске и других. Из этого гранита выполнены: в Новороссийске — памятник-ансамбль «Малая Земля», в Курске – монумент «40-летие Победы», на Куликовом Поле – памятник на Красном холме, в Кондопоге – памятник Победы, в Петрозаводске – набережная Онежского озера. В Челябинске гранитом Сюскюянсаари украшен Драматический театр, в Тынде – железнодорожный вокзал, в Москве – некоторые станции метро, в Улан-Баторе — здание аэропорта, в Праге (быв. Чехословакия) — станция метро «Московская» («Прага»).

В начале 1980-х годов в Ладожском карьере Приладожского карьероуправления производственного объединения «Карелстройматериалы» стали применять новые взрывные технологии, которые привели к появлению в гранитном массиве месторождения техногенных трещин, что резко снизило выход кондиционных блоков.

Современный карьер гранитов на острове Сюскюянсаари представляет собой огромный «разнос» (многоступенчатую траншею) длиной до 800 м, шириной до 300 м, глубиной 15-25 м. Разработка блоков здесь велась тремя горизонтами. Осмотр карьера в 2017 году показал, что здешний гранит отличается от исторического темно-красного «валаамского гранита», который когда-то разрабатывался Валаамским монастырем. В бортах карьера обнажаются бледно-красные и розовато-красные огнейсованные граниты и гнейсо-граниты, прорываемые черными дайками амфиболитов. Темно-красные разности типично «валаамских гранитов» здесь практически не встречаются.

За последние 20 лет на месторождении Сюскюянсаари несколько раз сменялся владелец. С 2003 по 2013 годы «Главный» карьер месторождения принадлежал ЗАО «МКК-Ладога». Основной задачей предприятия стало проведение капитальных горных работ по уборке и зачистке подошвы карьера и верхних его горизонтов, после чего намечался переход к плановой добыче гранитных блоков. Попутно с горно-капитальными работами изредка добывались и блоки. В основном в дело пускали уже ранее добытые блоки, которыми завален карьер. Их продавали в Дагестан, Ленинградскую и Московскую области, Тольятти, Обнинск, Санкт-Петербург и использовали для распиловки на изделия на местном заводике. Гранит шел в основном на производство надгробий. Недалеко от руин церкви Александра Невского заработали цеха по обработке гранитных блоков, из них изготавливали облицовочную плиту и надгробные памятники. Пилили и привозной камень. Из гранита Сюскюянсаари также изготавливали брусчатку и шашку. В 2013 году здесь появилась технологическая линия по производству гранитной брусчатки, привезенная с Кондопожского камнеобрабатывающего комбината.

В 2014 году из красных гнейсо-гранитов острова Сюскюянсаари кааламские мастера выполнили постамент и оградку памятника патриарху Алексию II в городе Сортавала.

В 2012-2016 годы «Главный» карьер острова Сюскюянсаари посещали туристы санкт-петербургских фирм «Эклектика» и «Серебряное кольцо». Со смотровой площадки, устроенной на самой высокой точке карьера, они могли созерцать целиком разработку и бесконечную гладь Ладожского озера. На втором горизонте карьера туристы любили фотографироваться на фоне высокой гранитной стелы («Камня любви»), специально установленной владельцами предприятия, и прогуливаться вдоль уступов выработки, собирая образцы красных гранитов и черных амфиболитов.

Карьер Ладожский на о. Сюскюянсаари с «камнем любви». Фото Борисова И.В.
Карьер Ладожский на о. Сюскюянсаари с «камнем любви». Фото Борисова И.В.

Остров Путсаари (Св. Сергия)

Остров Путсаари находится вблизи северо-западного берега Ладожского озера, примерно в 15 км к востоку от города Лахденпохья и 20 км к югу от города Сортавала. Он сложен породами Путсаарской многофазной интрузии нижнепротерозойского возраста – микроклиновыми гранитами, микроклиновыми гранодиоритами, диорито-гранодиоритами, плагиогранитами, габбро-диоритами, габбро-норитами.

Камни о. Путсаари. Фото Белоус И.
Камни о. Путсаари. Фото Белоус И.

Разработки камня на острове Путсаари (Св. Сергия) также связаны с деятельностью Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, который владел им с 1869 года (официально – с 1878 года ).

На Поклонном кресте 1879 года, что стоит на острове Путсаари, выбито: «Приобретен сей геймат усердием настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина с братиею в 1869 году, при содействии ленсмана Якимваарского прихода Г. Кронберга и закреплен купчим крепостным актом судьею Кроноборгского судебного округа Густавом Кроком». С тех пор остров Путсаари стали называть островом Св. Сергия.

Поклонный Крест на о. Путсаари. Фото Белоус И.
Поклонный Крест на о. Путсаари. Фото Белоус И.

Большая часть исторических каменоломен 1870-1910-х годов («Монастырская», Крестовая и «Карьерная») находится в юго-восточной части острова Путсаари, вдоль берега залива Лауринлахти («Монастырского») и на мысе Пуликанниеми, недалеко от скита. Здесь добывались блоки темно-розовых, серовато-розовых и розовато-красных гранитов преимущественно с порфировидной структурой, размером от 1х1х1.3 м (ломка «Монастырская») до 1х1х2 м (ломки «Крестовая» и «Карьерная»). Запасы гранита на данном участке составляют 3.5 млн. кубометров. Это – в основном плагио-микроклиновые и микроклиновые розовые и красные крупнозернистые граниты 4 фазы, трахитоидной структуры, массивные и жильные, местами порфировидные, с крупными выделениями красного микроклина размером 0.7х1.5 см, длиной до 3-3.5 см иногда. Также здесь встречаются микроклиновые гранодиориты 3 фазы.

Порфировидные розовые и красные граниты острова Путсаари в Санкт-Петербурге использованы в сооружении постамента памятника Екатерине Великой на площади Островского (1869-1873 гг., М. Микешин, Д. Гримм, В. Шретер, Г. Балушкин, Н. Осетров).

В архивах Нововалаамского монастыря (Финляндия) сохранились сведения, о том, что с 1869 по 1871 годы на острове Св. Сергия (Путсаари) добывала гранит артель под руководством Гавриила Афанасьевича Балушкина – санкт-петербургского купца второй гильдии, известного каменщика и подрядчика скульптурных работ. Он стал особенно известен после того, как исполнил в 1844-1849 годах вместе со своими работниками из сердобольского (сортавальского) гранита колоссальные фигуры Атлантов (скул. А.И. Теребенев) перед портиком Музея Императорского Эрмитажа. Балушкин с товарищами не только добывал гранит на острове Путсаари, но и перевозил его на своих судах в количестве «от пяти до десяти и более грузов» в год, платя за каждый груз монастырю по 100 рублей вперед».

На острове Путсаари из красно-розового порфировидного гранита в 1879 году выполнен постамент Поклонного креста. На постаменте выбито: «Поставлен сей крест в память утверждения сего геймата за Валаамским монастырем в 1878 году государем императором Александром Николаевичем Всея России», и ниже «Сооружен в 1879 году».

Из такого же гранита на острове Св. Сергия выполнена часть цоколя церкви Преподобных Сергия и Германа Валаамских, построенной в 1899 году по проекту архитектора В.И. Баранкеева.

Церковь Св. Сергия и Германа Валаамских на о. Путсаари. Фото Белоус И.
Церковь Св. Сергия и Германа Валаамских на о. Путсаари. Фото Белоус И.

На северном берегу острова Путсаари монахи и трудники Валаамского монастыря выламывали блоки светло-серых, нередко гнейсовидной текстуры и с гранатами, гранитоидов, немного похожих на типично «сердобольские граниты» с месторождений островов Риеккалансаари и Тулолансаари. Возможно, их стали добывать для Санкт-Петербурга еще в конце XVIII века, о чем в 1785 году писал Н.Я. Озерецковский. На Валааме и в Санкт-Петербурге такие граниты с острова Путсаари были известны под названием «монастырских гранитов». Их могли путать с типично «сердобольскими гранитами», которые отличались однородностью и меньшим размером кристаллов. Вероятно, под термином «монастырские граниты» выступают гранодиориты, плагиограниты и гранатсодержащие гранитоиды второй фазы. Часто они имеют слабо выраженную гнейсовидную текстуру, иногда в них наблюдаются крупные кристаллы малинового граната, придающего ещё большую декоративность постройкам из этого камня.

По данным В.В. Гавриленко, каменоломни «монастырских гранитов» острова Путсаари представляют собой уступы на крутых прибрежных скалах (от 1 до 3-4 уступов в разных местах), высотой до 3 — 5 м каждый. Поверхность уступов часто наклонена в сторону берега – очевидно, для удобства транспортировки отбитых каменных блоков. Сами эти блоки, отбитые, но не вывезенные, в изобилии разбросаны на поверхности уступов и спусков к воде. На их поверхности видны следы шпуров, по которым блоки отделяли от массива. Форма блоков обычно изометричная, а размеры не превышают 1 м, хотя встречаются и более крупные плиты гранитов.

«Монастырские граниты» широко применялись практически во всех сооружениях Валаамского монастыря. Из них на острове Валааме выполнены: поклонные кресты (1890-е гг.); колонны перед входом в «Царские келии» (1890-е гг.); цоколь, лестницы, колонны с арками церкви Святого Христова Воскресения, подпорная стенка террасы, цоколи жилых и хозяйственных построек скита Христова Воскресения (1901-1906 гг., В.И. Баранкеев); цоколь и полы, базы колонн Спасо-Преображенского собора (1887-1896 гг.); базы колонок часовни «Всех скорбящих радость» (1896 г.); цоколь Внешнего каре монастыря; цоколь и столбы ограждения часовни Знамения Богородицы (1862 г., А. М. Горностаев); цоколи Водопроводного (1860-1864 гг.) и Работно-конюшенного домов (1878-1881 гг.); цоколь, лестница и столбы ограждения церкви Св. Николая Чудотворца (1853 г., А. М. Горностаев); колонны и лестница перед входом в церковь Всех Бесплотных Сил Небесных (1849 г., А. М. Горностаев) и части цоколя ограды скита Всех Святых; колонны перед входом в церковь Преподобных Отцов в Посте и Молитвах Просиявших (1876 г., Г.И. Карпов); столбы ограждения террасы, постаменты крестов на Игуменском кладбище; столбы ограждений Парадной лестницы (1877 г.), «Монастырской» террасы и «Трехарочного» моста.

Серые граниты острова Путсаари нашли себе применение и в Санкт- Петербурге. В 1883 -1907 годах ими был облицован цоколь Храма Воскресения Христова (А. Парланд, И. Макаров).

В городе Лахденпохья розоватые порфировидные и серые граниты острова Путсаари использованы в кладке лестниц и цоколя лютеранской кирхи (1844-1850 гг., К.Л. Энгель).

Исторические каменоломни острова Путсаари были заброшены до 1939 года. Здесь очень редко бывают туристы. На острове возрождён скит Валаамского монастыря с церковью Преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Остров Калккисаари (Ювень)

Небольшой остров Калккисаари расположен в северной части Ладожского озера, напротив поселка Хийденселька (Йоенсуу), всего в 200 м от материкового берега. В разные годы остров назывался по-разному: Аресаари, Йоенсуу, Йоен, Иоенсу, Ювенсу, Ювень, Кивисаари, Калккисаари. На нем карьером в 1770-1800-е годы добывали «ювенский мрамор» для украшения дворцов и храмов Санкт-Петербурга, а во второй половине XIX века – для строительства каменных сооружений Валаамского монастыря.

Остров Калккисаари на 2/3 сложен доломитовыми, кальцит-доломитовыми полосчатыми мраморами верхнего карбонатного горизонта Сортавальской вулканогенно-осадочной серии нижнепротерозойского возраста (около 2 млд. лет). Слои мрамора падают в южных румбах, под углом 30-700 к горизонту. Вмещающие породы — амфиболовые, амфибол-биотитовые сланцы, с прослоями скарнов.

Остров Калккисаари (Ювень) в Хийденселька. Фотто Борисова И.
Остров Калккисаари (Ювень) в Хийденселька. Фото Борисова И.

Для «ювенского мрамора» характерно наличие четких светло-серых, серовато-белых, белых и темно-серых, иногда с зеленоватым оттенком извилистых полос мощностью от первых сантиметров до 10-20 см. Обусловленный такой текстурой четко-полосчатый или волнисто-полосчатый «черно-белый» рисунок «ювенского мрамора» хорошо заметен издалека, чем и объясняется его высокая популярность как декоративно-облицовочного камня в конце XVIII – начале XIX веков. Иногда кажется, что в черно-белых волнах-полосах мрамора отражена сама Ладога – то светлая и спокойная, то темная и бурлящая.

Вероятно, что ломка мрамора на острове Калккисаари (Аресаари) началась местными жителями для жжения строительной извести еще в первой половине XVIII века.

В августе 1765 года на острове побывали сердобольский священник Самуэль Алопеус и подмастерье каменных дел из Санкт-Петербурга Андрей Пилюгин, руководитель экспедиции по поиску месторождений строительного камня.

В конце июля 1766 года на острове Аресаари (Йоенсуу) А. Пилюгин заложил опытную каменоломню, в которой было добыто несколько блоков, по-осени отправленных на соймах-ботах в столицу.

В 1767 году ломку «Йоен» («Йоенсуу») осмотрели горные чиновники из Санкт- Петербурга, офицеры Горного корпуса — капитан Кожин и полковник И.В. Зверев.

По итогам исследований, 19 января 1768 года вышел в свет указ Сената за подписью Екатерины II: «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде, погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц».

Мраморная ломка на острове Ювень (Йоен) на первом этапе действовала с 1769 года до 1800-х годов, когда мрамор использовался для украшения дворцов и храмов Санкт-Петербурга.

С 1769 по 1796 годы каменоломня «Йоен» (Ювень) находилась в ведении «Конторы строения Исаакиевской церкви», с 1797 года – «Конторы по строению Михайловского замка», с 1803 года – «Комиссии по строению Казанской церкви». «Ювенский мрамор» поставлялся не только для убранства фасадов и интерьеров Исаакиевского собора (1768-1780-е гг., А. Ринальди), но и для других сооружений Санкт-Петербурга. Так, «ювенский мрамор» пошел на изготовление колонн портика и пилястр вестибюля дома графа Апраксина (1770-е гг.); подоконников и постаментов скульптур в Эрмитаже; филенок и наличников дверей парадной лестницы Мраморного дворца (1768-1784 гг., А. Ринальди); филенок южного фасада Михайловского замка (1797-1800 гг. В. Бренна); верстовых столбов Царскосельской (1772-1775 годы) и Петергофской (1777-1787 годы, А. Ринальди) дорог.

При игумене Валаамского монастыря Назарии (1782-1801 годы) на Валааме началось каменное строительство, для чего потребовалась строительная известь, которая в небольшом количестве выжигалась из «ювенского» и «рускеальского» мрамора.

До 1810 года «ювеньский мрамор» немного применялся в интерьере Казанского собора (1801-1811 гг., А. Воронихин), после чего этот мрамор надолго забыли.

Во второй половине XIX века, при игумене Дамаскине (1839-1881 г.г.) на Валааме развернулось грандиозное каменное строительство, для чего потребовалось значительное количество извести. Вероятно, Валаамский монастырь в 1860-е годы взял в аренду остров Ювень и стал вывозить с него щебень, окол и блоки, оставшиеся от прежних работ. Мелкие куски мрамора пошли на жжение строительной извести, а более крупные – на украшение различных сооружений монастыря. Не исключено, что в это время была продолжена ломка мрамора.

Благодаря архивам Нововалаамского монастыря, известны шаги настоятеля Валаамского монастыря Дамаскина в направлении приобретения острова Ювень (называемого монахами Кивисари – «каменный остров») для добычи на нем «известкового камня» (мрамора). В документе 1868 года говорится, что «этот остров исстари назывался «монастырским», и это позволяет думать, что остров принадлежал Валаамскому монастырю, который пользовался здешним камнем.

По этой причине, игумен Дамаскин отправил 8 апреля 1868 года в Сердобольский городской суд письмо с просьбой разрешить Валаамскому монастырю безвозмездно пользоваться «известковым камнем» острова Кивисаари (Ювень) для строительных целей. Но почему-то целый год из Сердобольского Суда не поступало никакого ответа.

1 июня 1869 года игумен Дамаскин отправил в Сердобольский Городской Суд еще одно подобное письмо с просьбой разъяснить, что же, в конце концов, решил Суд по поводу льготного пользования Валаамским монастырем мрамором острова Кивисаари.

29 июня 1869 года канцелярия Валаамского монастыря получила письмо из Сердобольского Городского (Уездного) Суда, в котором говорилось, что данный Суд не имеет права решать вопрос о предоставлении острова Кивисаари кому-либо для разработки камня. Но видимо, остров Кивисаари (Ювень) все же был передан Валаамскому монастырю для вывоза с него мраморного щебня и окола, а может быть, даже для организации новой добычи. Об этом можно судить по следующему факту. В том же 1869 году мрамором острова Ювень-Кивисаари заинтересовалось руководство Люпикковского чугуноплавильного завода, работавшего с 1864 года недалеко от шахтерского поселка Питкяранта. «Ювенский мрамор» интересовал заводчиков как «флюсовый камень», используемый при выплавке железа.

9 сентября 1869 года священник Кительского православного прихода Алексей Шепелевский по поручению управляющего заводом Люпикко отправил на Валаам письмо. В нем говорилось, что люпикковские заводчики просят руководство Валаамского монастыря разрешить им брать на острове Йоенсу (Кивисаари) мраморный щебень за определенную плату.

18 октября 1869 года Валаамский монастырь отправил на завод Люпикко ответное письмо, в котором говорилось, что монастырь не может разрешить заводу пользоваться мраморным щебнем острова Кивисаари, т.к. монастырь сам остро нуждается в строительных материалах.

Из «ювенского мрамора» на Валааме выполнены: часовня Знамения Богородицы (1862 г., А.М. Горностаев); кувуклия церкви Андрея Первозванного (1901-1906 г.г., В.И. Баранкеев) Воскресенского скита; стенки колодцев в скитах; цоколь часовни Крестных Страданий Господа (1842 г., А.М. Горностаев); цокольный поясок, полы и ограждения крыльца церкви Преподобных отцов в посте и молитвах просиявших (1876 г., Г.И. Карпов); цоколь Святых Ворот монастыря; цоколь ограды по восточной линии монастырского каре со стороны алтаря собора (1892 г.); столбы ворот Игуменского кладбища; фриз иконостаса Спасо-Преображенского собора (1887-1896 г.г., А. Силин, Г.И. Карпов, Н.Д. Прокофьев); декоративные вставки Владимирского моста (1861 г.).

«Ювенские мраморы» нашли себе применение и на других островах Ладожского острова, принадлежавших Валаамскому монастырю. Из них выполнены подоконники церквей Александра Невского (Германовский скит на о. Сюскюянсаари) и Преподобных Сергия и Германа Валаамских (Сергиевский скит на о. Путсаари); стенки колодцев в скиту Св. Пророка Илии на о. Лембос, в скиту Пр. Авраамия Ростовского (Емельяновы острова); внутренняя отделка часовни скита Иоанна Предтечи (1855-1858 г.г., А.М. Горностаев).

Добыча мрамора на острове Ювень (Кивисаари, Калккисаари) осуществлялась буровзрывным способом. Отсутствие «вскрышных» пород облегчало работы. Для ручного сверления скважин-шпуров использовали «железные буравы» (буры) длиной около 70 см и диаметром 2.5 см. Бурение шло так: один рабочий держал бур, другой бил по нему кувалдой, периодически заливая в них воду. Так они высверливали – пробивали в мраморе от 2 до 3 м за день. Затем пробуренные скважины -шпуры просушивали, заряжали черным порохом и взрывали. Природная трещиноватость не позволяла получать блоки больших размеров, но иногда в Ювенской ломке удавалось выломать монолиты длиной до 4 м и шириной 0.5 м, пригодные для изготовления даже колонн.

При добыче и обработке мрамора оставалось много окола, щебня и непригодных блоков. Эти отходы использовались местными жителями и монахами Валаамского монастыря для жжения строительной извести. Рядом с каменоломней работали обжиговые печи. Лучшие куски-блоки, оставшиеся от добычи, шли на украшение сооружений монастыря.

В юго-западной части острова Ювень (Калккисаари), где осуществлялась наиболее интенсивная добыча мрамора для Санкт-Петербурга, находился выложенный из некондиционных блоков причал, к которому пришвартовывались сойма-боты и галиоты, приходившие из столицы за камнем. Здесь добытые блоки грузили на суда. Транспортировка мрамора с острова Ювень до Санкт-Петербурга была намного дешевле, чем с остальных мраморных каменоломен Карелии – Рускеальских и Тивдийских. Кусковой мрамор для жжения извести и блоки вывозили на остров Валаам в больших грузовых лодках.

На материковом берегу, напротив острова Ювень, там, где сейчас находятся дома поселка Хийденселька, в конце XVIII — начале XIX веков стояли казармы для работников каменоломни и дом надзирателя за работами, приезжавшего из Рускеала.

Мраморный карьер на острове Калккисаари (Ювень) имеет вид крупной полутраншеи длиной 90 м, шириной 30-40 м, глубиной 2.5 – 14 м, затопленной в западной, наиболее глубокой и старой части. Кругом — навалы щебня, мелкого мраморного окола. Карьер занимает 2/3 площади острова и вытянут вдоль острова, по простиранию мраморной толщи. В уступах видны следы шпуров диаметром 25 мм.

В северной части острова сохранились нетронутые горными работами вмещающие породы — амфиболовые сланцы, с прослоями скарнов и другие. Карьер открыт на юг и восток, а по северной и западной его границе проходит сложной конфигурации уступ высотой 1.5-3.5 м. В юго-западной части каменоломня имеет наибольшую глубину отработки (до 14 м) и принимает форму траншеи, залитой водой, площадью 30х15 м. Северный борт траншеи поднимается на 10-12 м над уровнем воды и круто наклонен, западный и восточный — намного ниже (1.5-3 м), южный возвышается над водой всего на 1-1.5 м. В описываемой траншее («Старой ломке») добывали мраморные блоки для Санкт-Петербурга в 1769-1800-е годы.

Узкая мраморная перемычка отделяет траншею от Ладожского озера, но озерная вода поступает в выработку по трещинам в камне. В годы работы каменоломни на острове Ювень подошва «Старой ломки» находилась на 2-4 м ниже уровня Ладоги. Вода быстро заполняла выработку, и ее приходилось почти непрерывно откачивать насосами-помпами.

Остальная часть Ювенского карьера («верхний горизонт») имеет вид слабо наклоненной на юг просторной площадки, обрывающейся в озеро с высоты 2-3 м. Глубина выработки здесь всего 2.5-4 м, и она ограничивалась уровнем Ладожского озера.

Поверхность площадки «верхнего горизонта» завалена мраморным щебнем. В центральной части карьера образовались целые гряды щебня высотой 1-2 м, вытянутые в сторону озера на 20-30 м. Именно здесь заготавливали мрамор для жжения извести. В восточной части острова сохранились руины обжиговых печей.

На севере граница карьера проходит по контакту мраморов с вмещающими породами субширотного простирания, с падением на юг-юго-запад под углом 50-700 к горизонту.

Совершенно нетронутым горными работами оказался западный край острова Калккисаари, к западу от «Старой ломки», представляющий собой скальный останец высотой до 5-8 м, шириной до 20 м, сложенный преимущественно мрамором.

«Продуктивный горизонт» мраморов на острове Ювень – Калккисаари был выработан практически полностью с поверхности, но еще значительные объемы мрамора лежат ниже уровня Ладожского озера. Расчеты показывают, что в каменоломне острова Ювень было добыто около 10000 м3 камня (блоков, окола, щебня).

С 2000 года каменоломня острова Ювень-Калккисаари имеет официальный статус памятника истории горного дела Карелии. В последние годы туристы посещают мраморный остров, либо осматривают его с воды во время лодочных прогулок по Ладожским шхерам.

Данная статья написана автором в 2018 году с использованием данных экспедиции известного геолога, доктора геолого-минералогических наук В.В. Гавриленко на остров Путсаари (2016 г.), в память об этом замечательном человеке, ушедшем от нас в конце 2017 года.

Литература

  1. Архив Нововалаамского монастыря. Финляндия. Дело № 38 «О покупке сим монастырем о. Сюски Сальми с имуществом на сумму, жертвуемую на этот предмет от неизвестного» (1866-1891 гг.). С. 20
  2. Архив Нововалаамского монастыря. Финляндия. Дело № 109 «О построении на о. Св. Германа каменной церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (1900-1911 гг.), С. 50.
  3. Архив Рускеальского мраморно-известкового завода (1944-2009 гг.). Собрание Регионального музея Северного Приладожья, г. Сортавала. С. 150
  4. Борисов И.В. «Каменное ожерелье Ладоги», Санкт-Петербург, 2010, 2016 г.
  5. Булах А.Г., Борисов И.В., Гавриленко В.В., Панова Е.Г. Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий. Санкт-Петербург, Издательство «Сударыня», 2004 г.
  6. © Борисов И.В. «Три ладожских острова-одна история» // Сборник. Многогранная геология. Выпуск IV. Санкт-Петербург. ФГБУ «ВНИИОкеангеология», ГБНОУ Санкт-Петтербургский дворец творчества юных, 2019 г., с. 364-383).


Достопримечательности Карелии на карте
Автор:



Вы можете преложить свои правки, написав автору статьи или пользователю Redactor