Главная >>> Статьи >>> Отчеты о походах >>> Авто путешествие вокруг Ладоги, 8 дней в пути. 2014 год. (Часть 1)

Авто путешествие вокруг Ладоги, 8 дней в пути. 2014 год. (Часть 1)

Свирь,  Кирпичный завод, Лодейное поле

Следующая часть >>>

Вступление 

Поездка в 2014 году стала для меня первой поездкой такого рода: длительное авто путешествие с палатками и элементами поисковой экспедиции. Она случилась еще до того, как проекта «вокруг-ладоги» не было еще и в мыслях. Тогда, из-за кризиса, у меня отменилась поездка в теплые страны, и мне пришлось думать, как провести свой отпуск. Имея большой опыт палаточных походах, я решил устроить себе именно такой отпуск, и тогда встал вопрос: а куда лучше отправится. Наткнувшись случайно интернете на фотографию старой разрушенной церкви на берегу Ладожского озера я решил поискать, нет ли  ещё каких-нибудь подобных интересных мест. Через некоторое время я нашел около тридцати мест, которые меня заинтересовали, и тогда родилась идея устроить себе небольшое Путешествие вокруг Ладожского озера. Как оказалось позже, я нашел самые популярные достопримечательности, которые можно найти без особого труда. Такие как, например, водопад белые мосты, разрушенная церковь в Салми, мраморный карьер Рускеала, и другие, о посещении которых я расскажу чуть позже.

      Подготовка заняла довольно длительное время. Надо было продумать маршрут, определиться, в какие дни, что посетить, сохранить разные карты, чтобы проще было найти то, или иное место. И что самое главное, определиться с тем, где ночевать. Так этот вопрос так до конца и не удалось спланировать в полном объеме и иногда приходилось импровизировать.

Итак, сохранив себе в планшет подробные карты (в основном гугл/яндекс спутник, по ним легче ориентироваться на месте), собрав все необходимое, и позвав пару друзей и собак, мы решили отправиться в поездку в пятницу вечером и заночевать на реке Свирь районе Лодейного поля.

Но с этим возникли сложности, выехали мы с многочасовым опозданием, и к Лодейному полю мы подъехали уже в 10м часу вечера. Подъезды к поляне Мы искали уже в темноте. На карте была отмечена хорошо заметная дорога, идущая к намеченной нами стоянке от шоссе через поля. Мы нашли ее без особого труда, и в темноте она нам показалось довольно удобной. Поэтому мы решили ехать по ней, а не искать объездную. Примерно через 150-200 метров от шоссе, дорога стала сильно портиться. Видимо это дорогу используют трактора и сельхоз техника для подъезда на поля. В дороге стала появляться большая колея и глубокие грязевые лужи. По полям дорога идет примерно 2.5 километра, это расстояние мы преодолевали примерно 30 минут. На низкой машине по ней вряд ли можно проехать. В конце дорога ушла в лес и встретилась с ровной, песчаной дорогой, по которой мы решили проехать на обратном пути. Следуя карте, мы поехали к поляне, и уже на подъезде к ней нам встретился 100 метровый, сильно болотистый участок на котором, для укрепления, поперек дороги уложены бревна (гать). Низкая машина здесь если и проедет, то очень аккуратно. До места остается 300 метров.

Приехав на неизвестную нам поляну в полной темноте, под свет фар мы выбрали место для палаток, развели костер для ужина из щепок, валявшихся по близости, поели, и легли спать, оставив прогулки и разведку на завтра.

День первый.


Проснувшись утром, мы пошли гулять по берегу Свири. Стоянка эта представляет из себя длинный песчаный уступ, высотой около 25 метров, который тянется вдоль берега метров 300. На всем его протяжении очень много свободного места, которое позволяет останавливаться даже группам. По скромной информации из интернета, в 1940х годах на этом месте стоял кирпичный завод братьев Нобель, о чём свидетельствует большое количество старых кирпичей с клеймами, разбросанных по песку выше по течению и остатки фундаментов в лесу. Иногда сюда на ПАЗике приезжают студенты геологи, изучать выходы каких-то пород глины.

В целом красивое место, где можно солнечным утром приятно расположиться за завтраком на обрыве с кружкой чая, и наблюдать за вальяжно проплывающими мимо кораблями. Однако, при этом, есть ряд минусов, таких как мусор в лесу вокруг полян, и дефицит дров, а также возможность полноценно позагорать. Издалека мы наблюдали картину, как тихонько проплывающий мимо корабль волной окатил заснувшего на пляже паренька. Но песок в этом месте мягкий, речное дно чистое, но до глубокой воды от берега метров 30.

Но все-равно я с удовольствием приеду сюда на целые выходные.

Погуляв пару часов мы собрались и поехали дальше. Выезжали на шоссе уже по второй дороге. Она идет по лесу вокруг полей, и вполне проходима для любых машин. По пути встретятся несколько луж, но они легко проезжаются. Дальше наш путь лежал мимо Лодейного поля, в туристическую деревню Мандроги. Найти ее довольно просто, Везде стоят указатели, однако последние 6 километров придется проехать по пыльному грейдеру плохого качества.

Деревня представляет из себя чистой воды туристический центр, куда приплывают лайнеры, с кучей сувениров и не демократичными ценами. Из развлечений это музей водки, экскурсии по ремесленным мастерским, и остров-зоопарк. В целом, как нам показалось, больше 1,5 часов там делать нечего.

Пообедав в деревне заранее заготовленными бутербродами, мы отправились через Подпорожье на правый берег Свири. По Пути мы посмотрели, как спускают корабли в шлюзах Подпорожья, заехали к часовням в Заозерье и Согиницах, и дальше вдоль Свири через Усланку двинулись в Куйтежу. Стоит заметить, что дорога от Усланки до Куйтежи, это грейдер приемлемого качества…

Все населенные пункты по пути, это старые дачные поселки. Единственное, что там есть интересного, это виды в Усланке на Свирь, а в Куйтеже живописная заводь. Проехав от Куйтежи еще через 6 км по грейдеру, мы попали в старинную деревню Большая Сельга, состоящую из старинных деревянных карельских изб. Примерно половина деревни обитаема, и видимо используется как дачи, а половина заброшена и разрушается. Деревня очень колоритная, и если убрать машины, чувство, как будто попал в прошлое.

Из этой деревни, через Куйтежу, мы двинулись в сторону а/д «кола». Сразу за поселком начинается приемлемый асфальт. Через 5 Км, не доезжая шоссе, мы нашли небольшое озеро, на котором решили остановиться на ночлег. Как мы потом узнали, оно называется Ламберо. Время было примерно восемь вечера. Озеро маленькое, но вода в нем абсолютно чистая и прозрачная. Место для палаток мы нашли без труда, его тут много, мы расположились в самом дальнем углу. Несмотря на чистоту озера, для длительного отдыха место не комфортное. Кругом обилие мусора, сказывается то, что сюда приезжают большое количество местных, на шашлыки, или просто покупаться. Да и дров в округе не найти. С трудом найдя сучья, мы развели костер, пока готовится ужин – поставили палатку, после чего искупались, и расположившись на самом берегу и ужиная походной гречей с тушенкой, любовались сосновыми берегами озера, горящими ярко красным светом от заходящего где-то за спиной солнца.

День второй.


Проснулись мы часов в девять. Уже светило яркое солнце. Стоит заметить, что с погодой нам тогда повезло, и на протяжении всей поездки было тепло и ясно. Сделав стандартные походные дела в виде завтрака, купания и сборов, мы неспешно двинулись дальше. Мельком заглянув в церковь Флора и Лавра в Мегреге, мы спокойно поехали вдоль реки Мегреки, любуясь пейзажами. Местные автолюбители тотально соблюдают пдд. Если стоит знак «40», то все будут ездить 40, какая бы ровная и прямая дорога не была. Поворот с левого ряда только с левого ряда, какая бы «пробка» не скопилась, правая будет свободна. Местным торопиться некуда…

Доехав до Олонца, мы прогулялись по городу. В общем-то единственной достопримечательностью является собор Смоленской Богоматери, стоящий на отдельном острове. Любоваться им можно со всех сторон, остров с трех сторон соединен с берегами. Сейчас он активно реставрируется.

Далее до Тулоксы мы ехали без остановок. За Тулоксой, как только переехали жд переезд, и до следующего переезда, все повороты к Ладоге ведут к прекрасному пляжу. Вообще говоря, Этот пляж начинается еще в Ильинском и тянется оттуда километров на 20, просто именно в этом месте на него легче всего попасть. Даже в жаркий день, когда сюда стекаются местные, все-равно места очень много. При этом худо-бедно, но за чистотой следят, а вот если захотите разжечь костер, с дровами —  это как повезет. В некоторых местах их нет совсем…

Позагорав немного, снова двинулись дальше… Следующий наш пункт – это Погранкондуши. Там мы остановились погулять у дотов и поглядеть с вышки окрестности и кусочек Ладоги. В полутора километрах от Погранкондушей есть озеро Саариярви, где было решено сделать привал. Озеро оказалось, как и Ламберо, чистое, с большими полянами и дефицитом дров.

После обеда и очередной минутки отдыха мы поехали искать деревянную церковь «Иконы Божей Матери» в Орусьярви. Просто сворачиваем с шоссе по указателю «Орусьярви 18» и едем эти 18 км по вполне приемлемому грейдеру. Церковь полностью заколочена, и находится в довольно удовлетворительном состоянии. Погуляв часок вокруг этой церкви и по окрестностям, мы поехали обратно. Однако обратная дорога получилась гораздо «длиннее». Пока мы гуляли, где-то посередине пути начали ремонт дороги. Привезли 2 камаза грунта и высыпали поперек дороги. Пришлось ждать, пока грейдер все укатает.

Освободившись из плена, следующие интересности нас ждали уже в Салми. Тут мы осмотрели и руины Церкви «Николая Чудотворца», и заброшенные ангары рлс внутри рукотворных холмов, и парочку гэс. После церкви и рлс, доехав сначала до гэс Пиени-юканкоски, а затем до Суури-юканкоски стало понятно что с этой стороны реки они совершенно не интересны, и надо искать подходы с другой стороны, но это уже оставили на неопределенной будущее.

И тут мы понимаем, что время уже почти десять вечера, а до запланированной стоянки на пляже в поселке Ууксу еще далеко, еще и пляж этот искать надо… мы решили импровизировать и попробовать найти место либо на этой реке, либо у Ладоги. Внимательно изучив заранее сохраненные, подробные спутниковые снимки местности, мы увидели перспективное местечко прямо рядом с гэс (150 метров дальше по дороге поворот в поле) и решили проверить. И о фортуна, отворот заканчивается ровной, и явно подготовленной для палаток площадкой на краю поля, имелась тропинка к воде, а внизу большая ровная скала с кострищем. Благодаря такой удаче, долгих и трудных поисков ночлега удалось избежать. Мы насобирали палок для костра, разложили палатки, и занялись походной романтикой – костер, походная каша, журчание води и пение птиц… День Удался.



Достопримечательности Карелии на карте