Главная >>> Статьи >>> История Мест >>> Импилахти – девичий залив.

Импилахти – девичий залив.

Мыс Импиниеми

Согласно старинным карельским легендам, в очень давние времена на северном берегу Ладожского озера жила прекрасная девушка Импи, именем которой были названы мыс (Импиниеми), залив и поселок (Импилахти) и даже несколько маленьких озер (Импилампи). Импи – это старинное карельское имя девушки, которое так и переводится – дева. Кто же такая Импи, почему она оставила столь глубокий след в карельском фольклоре и топонимике, мы узнаем из древних карельских легенд.

В одной из самых старых легенд говорится о том, что на острове Валааме, очень давно, еще до основания монастыря, стоял большой дом Валамо. В этом доме среди молодцев жила одна красивая девушка по имени Импи. Почва на острове была плодородная, жить было хорошо. Но Туони – бог смерти – стал приходить в этот дом и забирать по-одному братьев Импи в подземный мир Маналу. Импи осталась одна. Работники по хозяйству стали все чаще обращать внимание на неземную красоту хозяйки дома, и преследовать ее любовными стрелами. Импи не стерпела, и убежала: села в лодку и отправилась на север Ладожского моря-озера. Вскоре вышла она на скалистый берег мыса, который с тех пор зовется Импиниеми («Девичий мыс»). Импи плывет дальше, вглубь залива, за что позже и залив назвали именем Импи – Импилахти («Девичий залив»). Девушка плывет к своему жениху, который был из богатых купцов. Он загадал встретить в этих местах свою невесту. Импи доплыла до конца залива, до речки и там встретилась со своим женихом. Жених и невеста отправились на Валаам, где прожили счастливо многие годы.

По другой карельской легенде, в XV веке в нынешнем поселке Импилахти, на берегу залива, в Рантакюля, стояла летняя усадьба одного очень жестокого в обращении с крестьянами и богатого человека из деревни Кителя, где добывались самоцветные камни — гранаты. Каждое лето на усадьбе в Импилахти жила дочь этого богача – прекрасная Импи, которая, в отличие от своего отца, была сердобольной, и всегда заступалась за местных крестьян, с которых слуги хозяина собирали непомерную дань. Два раза в год отец Импи посещал летнюю усадьбу в Импилахти и устраивал суд и расправу над недоимщиками по указке своих слуг. Однажды крестьяне не выдержали издевательств и беззакония, и восстали против жестокого хозяина усадьбы, убили его, разграбили и сожгли имение в Кителя. Импи, которую крестьяне уважали и любили, восставшие не тронули. Они посадили ее в белую лодку с двумя слугами и отправили на остров Валаам в монастырь. Но при выходе их залива в открытую Ладогу лодка попала в большую волну и перевернулась. Тело Импи и слуг через несколько дней прибило к южному мысу, который с тех пор зовется мысом Импи (Импиниеми). В память об Импи карелы назвали и деревню, где она жила – Импилахти.

Импилахти – девичий залив. Автор Борисов И. В., изображение №2

Еще одна легенда рассказывает о том, что в Хуунукка — маленькой деревне на берегу залива Импилахти – когда-то жили молодые влюбленные – девушка Импи и простой бедный пастух. Но родители Импи нашли ей другого, богатого жениха из купеческой деревни Янаслахти. Интригами родителей удалось отправить возлюбленного Импи прочь из деревни. Дочь же свою они держали в строгости дома. Однажды ночью, в бурю, Импи убежала из дому к скалистому берегу Ладоги, и плача, стала звать своего любимого. Но ей отвечали только ветер и шумевшие у берега волны. Отчаявшись, Импи бросилась в волны бурлящей Ладоги, но не утонула, а превратилась в прекрасную русалку Импи. Говорят, что в летние ночи, в полночь, Импи выплывает из глубин залива и нежится на воде, а потом, издавая рыдающие звуки, начинает звать своего возлюбленного.

Уже в наше время местные жители рассказывали, что молодым парням не следует долго задерживаться на мысу Импиниеми, т.к. они рискуют оказаться во власти чар прекрасной русалки, которая утащит их в глубины озера.

Импилахти – девичий залив. Автор Борисов И. В., изображение №3

Легенды эти не могли возникнуть на пустом месте. Кто бывал на гранитном, сглаженном ледниками и волнами, мысу Импиниеми, тот наверняка знает, насколько притягательна, сказочно прекрасна здешняя природа. Когда на Ладоге штормит, огромные волны, ворочая камни и разбиваясь фонтанами брызг, с грохотом обрушиваются на гранитные берега, рождая необычный плеск воды. Звук этот усиливается, ударяясь о высокие береговые скалы, рассеченные трещинами и ложбинами. Так, вероятно, рождаются странные, немного пугающие звуки, напоминающие плач легендарной русалки Импи.

Но в последнее время в Импилахти можно услышать «легенды» совсем другого рода, например, такую. Отправился как-то раз один местный мужик на рыбалку. Место у него хорошее, как раз напротив мыса Импиниеми. Рыбы – много, почти все дно лодки ей завалено. Отобедал мужик – с собой было припасено. И вдруг, что удивительно, в самый штиль, вода вокруг лодки забурлила, и из воды… высунулась голова на длинной шее в чешуе и с огромными глазами. Это чудовище вмиг слизало всю рыбу из лодки, хорошо, что самого мужика не тронуло. Все это потом напуганный мужик пытался сбивчиво рассказать своей рассерженной жене, которая, почему-то отказывалась ему верить.

Подобные истории не раз случались с импилахтинскими рыбаками. В существование ладожского чудовища («ладожского Несси») верят даже некоторые ученые, которые ежегодно проводят свои экспедиции в районе мыса Импиниеми. Может быть, легендарная русалка Импи и «ладожское Несси» — родственники?

Так или иначе, но на гербе поселка Импилахти изображена большая лодка с белым парусом, а в ней – дева Импи. Вероятно, что в древности в Импилахти действительно утонула какая-то девица.

Импилахти всегда было церковным селом, которое долгое время входило в состав Никольско-Сердобольского погоста. Уже в 1589 году в составе этого погоста существовала отдельная Импилахтинская церковная община. В начале XVII века в Импилахти уже действовала православная церковь. Она находилась на горе Каммосенмяки, в северо-восточной части поселка, называемой Лахденпохья. Вероятно, что церковь построили на том самом месте, где в древности совершался языческий обряд жертвоприношения, т.к. в переводе название горы означает «Гора страха».

Вторая православная церковь в Импилахтинской общине была построена в Кителя в 1686 году. В начале XVII века Импилахтинская община вошла в состав Суйстамского погоста. В начале XVIII века был создан Импилахтинский приход, который с 1777 года преобразовался в Кительский приход.

27 июля 1938 года. Празднование 300-летия прихода
27 июля 1938 года. Празднование 300-летия прихода

В 1638 году был образован Импилахтинский лютеранский приход. Церковь строили долго – до 1670-х годов, и с этого времени село стало называться Киркконкюля («Церковное село»). В Киркконкюля входило три деревни: на севере — Мётсекюля, на юге, вдоль берега залива – Рантакюля, на востоке – Кеппосенмяки. В центре Импилахти с 1862 года стояла красивая деревянная лютеранская церковь (третья по счету), а напротив нее – Народная школа, построенная в 1900 году. Церковь сгорела в 1946 году, и на ее месте в 1990-е годы финны поставили памятный камень. В здании бывшей народной школы с 1946 года разместился поселковый дом культуры, действующий до сих пор. Сейчас директором в нем работает Жилинская Валентина Григорьевна.

Часть поселка Импилахти, которая находилась возле дороги, спускающейся к заливу, называли Лахденпохья. На берегу озера работали лесопильный завод и мельница.

В 2-3 километрах к югу от центра поселка Импилахти, в сторону Вийпуланниеми, до войны находилось Народное училище Восточной Карелии, основанное на землях, ранее принадлежавших доктору Герману Бакману. Первые занятия в училище начались в 1906 году в одном из сооружений бывшего поместья. В 1910 году построили новое здание, но оно сгорело в 1928 году. В 1930 году по проекту архитектора Лаури Ханстен было построено из кирпича 4-х этажное здание. Постройки училища окружал дивный сад.

Народное училище Восточной Карелии, 1930 год
Народное училище Восточной Карелии, 1930 год

В 1931 году в двух километрах от Импилахти прошла железная дорога, связавшая поселение с крупными промышленными центрами Северного Приладожья – Питкяранта и Сортавала. К сожалению, сейчас железнодорожная станция Импилахти не функционирует, но поезда здесь все же останавливаются.

Строительство железной дороги в Импилахти, 1930 год
Строительство железной дороги в Импилахти, 1930 год

Войны 1939-1940 и 1941-1944 годов обошли Импилахти стороной, но бомбежки 1941 года уничтожили многие постройки. При отступлении в 1944 году финны взорвали главный корпус Народного училища.

Импилахтинское народное училище в настоящее время действует в Финляндии, в местечке Хилтуланлахти.

В Импилахти до войны имелись все службы волостного управления и услуги для поселения волостного центра. Здесь работали: кооперативный маслозавод, электросиловая станция, магазины, сбербанк.

Жители Импилахти занимались рыбным промыслом и земледелием. Рыбной ловле отводилось особенно важное место до 1918 года, когда прекратилось движение по Ладоге в Петербург. Рыбу ловили неводами бригадами. Место лова готовили заранее и втайне от других. Мастера выбирали для промысла нужную погоду и тогда объявляли «аврал». Медлить было нельзя, рыба могла уйти.

В одном километре на юг от Народного училища, в районе бывшей деревни Хяттиля, сохранилось старое финское кладбище с надгробиями.

Южнее этого кладбища еще с XVI века находилось крупное село Хуунукка, предшественник современного Импилахти, то самое село, где, по одной легенде жила девушка Импи. Финское название села происходит от слова Huntu — шапка, головной убор, которым закрывали глаза соколу во время соколиной охоты. Было время, когда жители Хуунукка платили налоги соколами.

Деревня Хуунукка, 1938 год
Деревня Хуунукка, 1938 год

Первыми поселенцами Хуунукка были выходцы с островов из окрестностей Сортавала. В давние времена они вышли из лодок на широкий лесистый берег полуострова Хуунукка. Ладога изобиловала рыбой, леса – зверем и птицей. Весной дикие олени выходили на лед Ладоги стадами и становились легкой добычей охотников.

С XVII века в окрестностях Хуунукка добывали озерно-болотную железную руду и выплавляли из него железо. Основным местом добычи руды являлось болото Канкаансуо. Для плавки требовались кремень, известь, уголь. Кремень брали из ближайших скал, известь – жгли из мрамора вблизи Киркконкюля в Импилахти, уголь выжигали из древесины, из которой также получали деготь и смолу. Выплавка железа в те времена было делом долгим и тяжелым. Руду грели непрерывно в течение трех суток, создавая дутье ручными мехами. В 1671 году известным мастером-плавильщиком в Хуунукка был Матти Питкянен.

В XIX веке в окрестностях Хуунукка добывали из пегматитовых жил кварц и микроклин для производства фарфора, и знаменитые серые сердобольские граниты для украшений храмов и дворцов Санкт-Петербурга и Петродворца. Ломки гранитов находились на самом мысу Импиниеми, с которого, по легенде, бросилась в озеро дева Импи. В пегматитовых жилах района Хуунукка-Импилахти российским геологом Лисициным Г.Р. в 1889 году был обнаружен новый радиоактивный, редкометальный и редкоземельный минерал виикит в виде ограненных черных и коричневых зерен размером 1-5 сантиметров.

Каменоломни Импиниеми. Фото Григорьевой Т.
Каменоломни Импиниеми. Фото Григорьевой Т.

В конце XVII века, когда в регионе хозяйничали шведы, в Хуунукка было всего 5 дворов, остальные жители ушли в Россию. В Северную войну деревня опустела полностью. Лютеране ушли в Северную Карелию, православные – в Олонец и еще дальше. В 1727 году в деревню вернулась только одна семья Уймонен. Позже из Олонца приехали Ермоловы и Романовы. Перед «Зимней» войной в Хуунукка было 30 дворов. Война обошла деревню стороной, но время и люди уничтожили некогда крупное поселение, и сейчас на его месте – огромный пустырь остатками лугов, садов, руинами домов и хлевов. На родине Импи ныне никто не живет.

В поселке Импилахти в прошлом жило много замечательных людей. Одним из них был известный саксонский горный мастер и металлург Густав Альбрехт. В 1834 году приехал он поднимать горное дело и металлургию в Питкяранта по приглашению Всеволода Омельянова, тогдашнего владельца Питкярантских рудников и заводов. В Импилахти Густав встретил свою Импи – девушку Александру, и женился на ней. В 1839 году Альбрехт ушел от Омельянова и завел свое дело, переехав в Импилахти. Недалеко от Питкяранта он начал строительство медеплавильного завода. Еще один завод – меловой – построил рядом с Импилахти, в деревне Сумерия. В начале 1840-х годов семья Альбрехт уехала в Германию. После остановки завода, на плотине реки Сумерианйоки еще долгое время работала мельница, пока ее не выкупило Импилахтинское электрическое общество.

Залив Сумерианлахти, 1930 год
Залив Сумерианлахти, 1930 год

Деревня Сумерия расположена всего в двух километрах от центра Импилахти. Первыми ее жителями были тоже переселенцы из Сердобольского погоста, с острова Риеккалансаари. Людей привлекли плодородные земли сумерийской долины и богатый рыбой залив Ладоги. В XVI веке в деревне насчитывалось 9 дворов с населением до 60 человек. Войны XV-XVII веков разоряли деревню. В 1651 году в Сумерия была построена дворовая усадьба губернатора графа Карла Густава Врангеля. Тогда Сумерия стала центром Салминского уезда.

В конце XVIII века в скалах Сумерия немного добывали красные «сумерийские» граниты для Санкт-Петербурга, которые, например, были использованы в цоколе Исаакиевского собора, построенного знаменитым архитектором Антонио Ринальди.

После войны жизнь в поселке Импилахти постепенно наладилась. Одно время здесь работал цех Импилахтинского отделения Сортавальской швейной фабрики. Власти пытались возродить училище, на месте бывшего сада расположился опытный участок, где, в частности, стали высаживать черноплодную рябину, впоследствии разошедшуюся по всей территории Северного Приладожья.

В каменном здании бывщего финского Сбербанка в 1950-е годы организовали небольшой «резиновый» заводик по производству сапог, бот, калош. Потом здесь размещались аптека, отделение милиции, сейчас – магазин.

В похожем здании напротив, где в финские времена находился магазин, в 1950-е годы разместились ресторан и магазин, а настоящее время — администрация швейной фабрики ООО «Лахти» НПО «Анна» (Санкт-Петербург) и магазин, где можно купить продукцию этой фабрики – камуфляжную одежду.

До начала 1990-х годов на окраине поселка Импилахти работал зверосовхоз «Импилахтинский», где разводили норок. В 2003 году на месте уничтоженного перестройкой хозяйства было построено современное лесопильное предприятие «Сетлес» шведско-финского лесопромышленного концерна «Стора Энсо» мощностью 100 тысяч кубических метров пиломатериалов в год. Сейчас мощность предприятия возросла. Здесь по самым современным технологиям пилят лес и организуется новое производство – изготовление топливных гранул из отходов лесопиления и мебельных щитов из массива дерева. Продукция отправляется на заводы в Финляндию. Мощности, которыми располагает компания Инкап Фурнитуре, арендующая участок земли в Импилахти, позволяют производить до 15 тысяч кубических метров мебельных щитов в год.

Лесопильный завод Stora Enso, 2003 год. Фото Смирнова А.
Лесопильный завод Stora Enso, 2003 год. Фото Смирнова А.

В начале 2000-х годов в Импилахти, в бывшем доме священника, а позже – школы, разместилась учебная база «Импилахти» геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Теперь база переехала в двухэтажное кирпичное здание, построенное в конце 1990-х годов, недалеко от дома культуры. В настоящее время директором базы является местный житель Александр Иванович Тихомиров.

На восточном берегу залива Импилахти, на высокой горе Пулливуори, с 1960-х годов стали проводиться всероссийские соревнования по скалолазанию. Но в настоящее время любителей состязаться со скалами осталось немного.

После строительства новой дороги, поселок Импилахти оказался в стороне от автомобильного грузопотока. Пришлось закрыть столовую, которая еще в 1990-е годы было лучшим учреждением общепита в Питкярантском районе. К сожалению, здание бывшей столовой сейчас выглядит ужасно – рухнула крыша. Властям следовало бы навести здесь порядок, ведь рядом находятся святыни Импилахти – памятники истории поселения. Кроме того, через Импилахти с начала 2000-х годов проходит туристический маршрут «По прекрасной земле Импилахти», организуемый Региональным Музеем Северного Приладожья.

В центре поселка Импилахти, напротив Дома культуры и швейной фабрики, разбит «сквер памяти». Здесь установлены стела – импилахтинцам, погибшим в огне гражданской войны в Финляндии 1918 года, памятник жителям Импилахти, погибшим в 1939-1941 годах – на месте лютеранской церкви, и памятник на братской могиле воинов 99 воздушно-десантной дивизии, сложивших головы в боях за Импилахти в 1944 году.

Жители Импилахти стараются помнить свою историю. Главной хранительницей истории является старожил этих мест Елена Семеновна Кемппе, проживающая в Импилахти с 1949 года. Она приехала сюда вместе со своими родителями – ингерманландцами после Сибири, где проживала во время войны. А родиной ее является село Колтуши Всеволожского района Ленинградской области. Елена Семеновна знает финский язык и легко переводит финские книги, в которых подробно рассказывается о славном прощлом Импилахтинской волости.

Лютеранская церковь, 1937 год

В настоящее время Импилахти является сельским поселением Питкярантского района, с населением около 650 человек. Импилахти, как и вся Россия, переживает нелегкие времена, но все же этот поселок выстоял, не исчез с лица земли. Здесь работает два промышленных предприятия (швейная фабрика и завод по переработке древесины), есть школа, дом культуры, турбаза, учебная база Санкт-Петербургского госуниверситета, в поселке строятся красивые дома. У Импилахти есть будущее, а значит, долгая, почти 500 –летняя история поселения не прервется.

При подготовке материала использованы перевод Кяхконена Э.Э. книги Копонена «Мое Отечество – Импилахти». Финляндия, 1993 г., а также устные сообщения жителей Импилахти Жилинской В.Г. и Кемппе Е.С.

© Борисов И.В. Журнал «Сердоболь», 2010 г.



Достопримечательности Карелии на карте
Автор:



Вы можете преложить свои правки, написав автору статьи или пользователю Redactor
Авторизация
*
*
Войти через Вконтакте
Регистрация
*
*
Войти через Вконтакте
*
Пароль не введен
*
captcha
Генерация пароля