Описание
Согласно старинным карельским легендам, в очень давние времена на северном берегу Ладожского озера жила прекрасная девушка Импи, именем которой были названы мыс (Импиниеми), залив и поселок (Импилахти) и даже несколько маленьких озер (Импилампи). Импи – это старинное карельское имя девушки, которое так и переводится – дева. Кто же такая Импи, почему она оставила столь глубокий след в карельском фольклоре и топонимике, мы узнаем из древних карельских легенд.
В одной из самых старых легенд говорится о том, что на острове Валааме, очень давно, еще до основания монастыря, стоял большой дом Валамо. В этом доме среди молодцев жила одна красивая девушка по имени Импи. Почва на острове была плодородная, жить было хорошо. Но Туони – бог смерти – стал приходить в этот дом и забирать по-одному братьев Импи в подземный мир Маналу. Импи осталась одна. Работники по хозяйству стали все чаще обращать внимание на неземную красоту хозяйки дома, и преследовать ее любовными стрелами. Импи не стерпела, и убежала: села в лодку и отправилась на север Ладожского моря-озера. Вскоре вышла она на скалистый берег мыса, который с тех пор зовется Импиниеми («Девичий мыс»). Импи плывет дальше, вглубь залива, за что позже и залив назвали именем Импи – Импилахти («Девичий залив»). Девушка плывет к своему жениху, который был из богатых купцов. Он загадал встретить в этих местах свою невесту. Импи доплыла до конца залива, до речки и там встретилась со своим женихом. Жених и невеста отправились на Валаам, где прожили счастливо многие годы.
По другой карельской легенде, в XV веке в нынешнем поселке Импилахти, на берегу залива, в Рантакюля, стояла летняя усадьба одного очень жестокого в обращении с крестьянами и богатого человека из деревни Кителя, где добывались самоцветные камни — гранаты. Каждое лето на усадьбе в Импилахти жила дочь этого богача – прекрасная Импи, которая, в отличие от своего отца, была сердобольной, и всегда заступалась за местных крестьян, с которых слуги хозяина собирали непомерную дань. Два раза в год отец Импи посещал летнюю усадьбу в Импилахти и устраивал суд и расправу над недоимщиками по указке своих слуг. Однажды крестьяне не выдержали издевательств и беззакония, и восстали против жестокого хозяина усадьбы, убили его, разграбили и сожгли имение в Кителя. Импи, которую крестьяне уважали и любили, восставшие не тронули. Они посадили ее в белую лодку с двумя слугами и отправили на остров Валаам в монастырь. Но при выходе их залива в открытую Ладогу лодка попала в большую волну и перевернулась. Тело Импи и слуг через несколько дней прибило к южному мысу, который с тех пор зовется мысом Импи (Импиниеми). В память об Импи карелы назвали и деревню, где она жила – Импилахти.
Еще одна легенда рассказывает о том, что в Хуунукка — маленькой деревне на берегу залива Импилахти – когда-то жили молодые влюбленные – девушка Импи и простой бедный пастух. Но родители Импи нашли ей другого, богатого жениха из купеческой деревни Янаслахти. Интригами родителей удалось отправить возлюбленного Импи прочь из деревни. Дочь же свою они держали в строгости дома. Однажды ночью, в бурю, Импи убежала из дому к скалистому берегу Ладоги, и плача, стала звать своего любимого. Но ей отвечали только ветер и шумевшие у берега волны. Отчаявшись, Импи бросилась в волны бурлящей Ладоги, но не утонула, а превратилась в прекрасную русалку Импи. Говорят, что в летние ночи, в полночь, Импи выплывает из глубин залива и нежится на воде, а потом, издавая рыдающие звуки, начинает звать своего возлюбленного.
Уже в наше время местные жители рассказывали, что молодым парням не следует долго задерживаться на мысу Импиниеми, т.к. они рискуют оказаться во власти чар прекрасной русалки, которая утащит их в глубины озера.
Легенды эти не могли возникнуть на пустом месте. Кто бывал на гранитном, сглаженном ледниками и волнами, мысу Импиниеми, тот наверняка знает, насколько притягательна, сказочно прекрасна здешняя природа. Когда на Ладоге штормит, огромные волны, ворочая камни и разбиваясь фонтанами брызг, с грохотом обрушиваются на гранитные берега, рождая необычный плеск воды. Звук этот усиливается, ударяясь о высокие береговые скалы, рассеченные трещинами и ложбинами. Так, вероятно, рождаются странные, немного пугающие звуки, напоминающие плач легендарной русалки Импи.
Но в последнее время в Импилахти можно услышать «легенды» совсем другого рода, например, такую. Отправился как-то раз один местный мужик на рыбалку. Место у него хорошее, как раз напротив мыса Импиниеми. Рыбы – много, почти все дно лодки ей завалено. Отобедал мужик – с собой было припасено. И вдруг, что удивительно, в самый штиль, вода вокруг лодки забурлила, и из воды… высунулась голова на длинной шее в чешуе и с огромными глазами. Это чудовище вмиг слизало всю рыбу из лодки, хорошо, что самого мужика не тронуло. Все это потом напуганный мужик пытался сбивчиво рассказать своей рассерженной жене, которая, почему-то отказывалась ему верить.
Подобные истории не раз случались с импилахтинскими рыбаками. В существование ладожского чудовища («ладожского Несси») верят даже некоторые ученые, которые ежегодно проводят свои экспедиции в районе мыса Импиниеми. Может быть, легендарная русалка Импи и «ладожское Несси» — родственники?
Так или иначе, но на гербе поселка Импилахти изображена большая лодка с белым парусом, а в ней – дева Импи. Вероятно, что в древности в Импилахти действительно утонула какая-то девица.
Импилахти всегда было церковным селом, которое долгое время входило в состав Никольско-Сердобольского погоста. Уже в 1589 году в составе этого погоста существовала отдельная Импилахтинская церковная община. В начале XVII века в Импилахти уже действовала православная церковь. Она находилась на горе Каммосенмяки, в северо-восточной части поселка, называемой Лахденпохья. Вероятно, что церковь построили на том самом месте, где в древности совершался языческий обряд жертвоприношения, т.к. в переводе название горы означает «Гора страха».
Вторая православная церковь в Импилахтинской общине была построена в Кителя в 1686 году. В начале XVII века Импилахтинская община вошла в состав Суйстамского погоста. В начале XVIII века был создан Импилахтинский приход, который с 1777 года преобразовался в Кительский приход.
В 1638 году был образован Импилахтинский лютеранский приход. Церковь строили долго – до 1670-х годов, и с этого времени село стало называться Киркконкюля («Церковное село»). В Киркконкюля входило три деревни: на севере — Мётсекюля, на юге, вдоль берега залива – Рантакюля, на востоке – Кеппосенмяки. В центре Импилахти с 1862 года стояла красивая деревянная лютеранская церковь (третья по счету), а напротив нее – Народная школа, построенная в 1900 году. Церковь сгорела в 1946 году, и на ее месте в 1990-е годы финны поставили памятный камень. В здании бывшей народной школы с 1946 года разместился поселковый дом культуры, действующий до сих пор. Сейчас директором в нем работает Жилинская Валентина Григорьевна.
Часть поселка Импилахти, которая находилась возле дороги, спускающейся к заливу, называли Лахденпохья. На берегу озера работали лесопильный завод и мельница.
В 2-3 километрах к югу от центра поселка Импилахти, в сторону Вийпуланниеми, до войны находилось Народное училище Восточной Карелии, основанное на землях, ранее принадлежавших доктору Герману Бакману. Первые занятия в училище начались в 1906 году в одном из сооружений бывшего поместья. В 1910 году построили новое здание, но оно сгорело в 1928 году. В 1930 году по проекту архитектора Лаури Ханстен было построено из кирпича 4-х этажное здание. Постройки училища окружал дивный сад.
В 1931 году в двух километрах от Импилахти прошла железная дорога, связавшая поселение с крупными промышленными центрами Северного Приладожья – Питкяранта и Сортавала. К сожалению, сейчас железнодорожная станция Импилахти не функционирует, но поезда здесь все же останавливаются.
Войны 1939-1940 и 1941-1944 годов обошли Импилахти стороной, но бомбежки 1941 года уничтожили многие постройки. При отступлении в 1944 году финны взорвали главный корпус Народного училища.
Импилахтинское народное училище в настоящее время действует в Финляндии, в местечке Хилтуланлахти.
В Импилахти до войны имелись все службы волостного управления и услуги для поселения волостного центра. Здесь работали: кооперативный маслозавод, электросиловая станция, магазины, сбербанк.
Жители Импилахти занимались рыбным промыслом и земледелием. Рыбной ловле отводилось особенно важное место до 1918 года, когда прекратилось движение по Ладоге в Петербург. Рыбу ловили неводами бригадами. Место лова готовили заранее и втайне от других. Мастера выбирали для промысла нужную погоду и тогда объявляли «аврал». Медлить было нельзя, рыба могла уйти.
В одном километре на юг от Народного училища, в районе бывшей деревни Хяттиля, сохранилось старое финское кладбище с надгробиями.
Южнее этого кладбища еще с XVI века находилось крупное село Хуунукка, предшественник современного Импилахти, то самое село, где, по одной легенде жила девушка Импи. Финское название села происходит от слова Huntu — шапка, головной убор, которым закрывали глаза соколу во время соколиной охоты. Было время, когда жители Хуунукка платили налоги соколами.
Первыми поселенцами Хуунукка были выходцы с островов из окрестностей Сортавала. В давние времена они вышли из лодок на широкий лесистый берег полуострова Хуунукка. Ладога изобиловала рыбой, леса – зверем и птицей. Весной дикие олени выходили на лед Ладоги стадами и становились легкой добычей охотников.
С XVII века в окрестностях Хуунукка добывали озерно-болотную железную руду и выплавляли из него железо. Основным местом добычи руды являлось болото Канкаансуо. Для плавки требовались кремень, известь, уголь. Кремень брали из ближайших скал, известь – жгли из мрамора вблизи Киркконкюля в Импилахти, уголь выжигали из древесины, из которой также получали деготь и смолу. Выплавка железа в те времена было делом долгим и тяжелым. Руду грели непрерывно в течение трех суток, создавая дутье ручными мехами. В 1671 году известным мастером-плавильщиком в Хуунукка был Матти Питкянен.
В XIX веке в окрестностях Хуунукка добывали из пегматитовых жил кварц и микроклин для производства фарфора, и знаменитые серые сердобольские граниты для украшений храмов и дворцов Санкт-Петербурга и Петродворца. Ломки гранитов находились на самом мысу Импиниеми, с которого, по легенде, бросилась в озеро дева Импи. В пегматитовых жилах района Хуунукка-Импилахти российским геологом Лисициным Г.Р. в 1889 году был обнаружен новый радиоактивный, редкометальный и редкоземельный минерал виикит в виде ограненных черных и коричневых зерен размером 1-5 сантиметров.
В конце XVII века, когда в регионе хозяйничали шведы, в Хуунукка было всего 5 дворов, остальные жители ушли в Россию. В Северную войну деревня опустела полностью. Лютеране ушли в Северную Карелию, православные – в Олонец и еще дальше. В 1727 году в деревню вернулась только одна семья Уймонен. Позже из Олонца приехали Ермоловы и Романовы. Перед «Зимней» войной в Хуунукка было 30 дворов. Война обошла деревню стороной, но время и люди уничтожили некогда крупное поселение, и сейчас на его месте – огромный пустырь остатками лугов, садов, руинами домов и хлевов. На родине Импи ныне никто не живет.
В поселке Импилахти в прошлом жило много замечательных людей. Одним из них был известный саксонский горный мастер и металлург Густав Альбрехт. В 1834 году приехал он поднимать горное дело и металлургию в Питкяранта по приглашению Всеволода Омельянова, тогдашнего владельца Питкярантских рудников и заводов. В Импилахти Густав встретил свою Импи – девушку Александру, и женился на ней. В 1839 году Альбрехт ушел от Омельянова и завел свое дело, переехав в Импилахти. Недалеко от Питкяранта он начал строительство медеплавильного завода. Еще один завод – меловой – построил рядом с Импилахти, в деревне Сумерия. В начале 1840-х годов семья Альбрехт уехала в Германию. После остановки завода, на плотине реки Сумерианйоки еще долгое время работала мельница, пока ее не выкупило Импилахтинское электрическое общество.
Деревня Сумерия расположена всего в двух километрах от центра Импилахти. Первыми ее жителями были тоже переселенцы из Сердобольского погоста, с острова Риеккалансаари. Людей привлекли плодородные земли сумерийской долины и богатый рыбой залив Ладоги. В XVI веке в деревне насчитывалось 9 дворов с населением до 60 человек. Войны XV-XVII веков разоряли деревню. В 1651 году в Сумерия была построена дворовая усадьба губернатора графа Карла Густава Врангеля. Тогда Сумерия стала центром Салминского уезда.
В конце XVIII века в скалах Сумерия немного добывали красные «сумерийские» граниты для Санкт-Петербурга, которые, например, были использованы в цоколе Исаакиевского собора, построенного знаменитым архитектором Антонио Ринальди.
После войны жизнь в поселке Импилахти постепенно наладилась. Одно время здесь работал цех Импилахтинского отделения Сортавальской швейной фабрики. Власти пытались возродить училище, на месте бывшего сада расположился опытный участок, где, в частности, стали высаживать черноплодную рябину, впоследствии разошедшуюся по всей территории Северного Приладожья.
В каменном здании бывщего финского Сбербанка в 1950-е годы организовали небольшой «резиновый» заводик по производству сапог, бот, калош. Потом здесь размещались аптека, отделение милиции, сейчас – магазин.
В похожем здании напротив, где в финские времена находился магазин, в 1950-е годы разместились ресторан и магазин, а настоящее время — администрация швейной фабрики ООО «Лахти» НПО «Анна» (Санкт-Петербург) и магазин, где можно купить продукцию этой фабрики – камуфляжную одежду.
До начала 1990-х годов на окраине поселка Импилахти работал зверосовхоз «Импилахтинский», где разводили норок. В 2003 году на месте уничтоженного перестройкой хозяйства было построено современное лесопильное предприятие «Сетлес» шведско-финского лесопромышленного концерна «Стора Энсо» мощностью 100 тысяч кубических метров пиломатериалов в год. Сейчас мощность предприятия возросла. Здесь по самым современным технологиям пилят лес и организуется новое производство – изготовление топливных гранул из отходов лесопиления и мебельных щитов из массива дерева. Продукция отправляется на заводы в Финляндию. Мощности, которыми располагает компания Инкап Фурнитуре, арендующая участок земли в Импилахти, позволяют производить до 15 тысяч кубических метров мебельных щитов в год.
В начале 2000-х годов в Импилахти, в бывшем доме священника, а позже – школы, разместилась учебная база «Импилахти» геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Теперь база переехала в двухэтажное кирпичное здание, построенное в конце 1990-х годов, недалеко от дома культуры. В настоящее время директором базы является местный житель Александр Иванович Тихомиров.
На восточном берегу залива Импилахти, на высокой горе Пулливуори, с 1960-х годов стали проводиться всероссийские соревнования по скалолазанию. Но в настоящее время любителей состязаться со скалами осталось немного.
После строительства новой дороги, поселок Импилахти оказался в стороне от автомобильного грузопотока. Пришлось закрыть столовую, которая еще в 1990-е годы было лучшим учреждением общепита в Питкярантском районе. К сожалению, здание бывшей столовой сейчас выглядит ужасно – рухнула крыша. Властям следовало бы навести здесь порядок, ведь рядом находятся святыни Импилахти – памятники истории поселения. Кроме того, через Импилахти с начала 2000-х годов проходит туристический маршрут «По прекрасной земле Импилахти», организуемый Региональным Музеем Северного Приладожья.
В центре поселка Импилахти, напротив Дома культуры и швейной фабрики, разбит «сквер памяти». Здесь установлены стела – импилахтинцам, погибшим в огне гражданской войны в Финляндии 1918 года, памятник жителям Импилахти, погибшим в 1939-1941 годах – на месте лютеранской церкви, и памятник на братской могиле воинов 99 воздушно-десантной дивизии, сложивших головы в боях за Импилахти в 1944 году.
Жители Импилахти стараются помнить свою историю. Главной хранительницей истории является старожил этих мест Елена Семеновна Кемппе, проживающая в Импилахти с 1949 года. Она приехала сюда вместе со своими родителями – ингерманландцами после Сибири, где проживала во время войны. А родиной ее является село Колтуши Всеволожского района Ленинградской области. Елена Семеновна знает финский язык и легко переводит финские книги, в которых подробно рассказывается о славном прощлом Импилахтинской волости.
В настоящее время Импилахти является сельским поселением Питкярантского района, с населением около 650 человек. Импилахти, как и вся Россия, переживает нелегкие времена, но все же этот поселок выстоял, не исчез с лица земли. Здесь работает два промышленных предприятия (швейная фабрика и завод по переработке древесины), есть школа, дом культуры, турбаза, учебная база Санкт-Петербургского госуниверситета, в поселке строятся красивые дома. У Импилахти есть будущее, а значит, долгая, почти 500 –летняя история поселения не прервется.
При подготовке материала использованы перевод Кяхконена Э.Э. книги Копонена «Мое Отечество – Импилахти». Финляндия, 1993 г., а также устные сообщения жителей Импилахти Жилинской В.Г. и Кемппе Е.С.
© Борисов И.В. Журнал «Сердоболь», 2010 г.